«Я ГОТОВ ОТДАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ»

«Я ГОТОВ ОТДАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВУ»

Первым из священномучеников Русской Православной Церкви в архиерейском сане новейшего времени стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский). "Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось", - говорил будущий священномученик, и словам его суждено было исполниться. Вечером 25 января (по ст. ст.) 1918 года пятеро вооруженных солдат ворвались в покои Владыки и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за  ворота Лавры... В свою предсмертную минуту в молитве к Господу Священномученик просил и о прощении своих убийц. Благословляя их обеими руками, Владыка принял мученическую кончину...

Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: "Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904 - 1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви".

Святейший Патриарх Тихон так говорил о деятельности Владыки Владимира: "Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось".

И именно священномученику Тихону, ставшему Патриархом нашей Русской Православной Церкви в ее тяжелую годину, сщмч. Владимир Киевский произнес речь в день восшествия его на Патриарший Престол Всероссийской Православной Церкви, 21 ноября 1917 года, которую мы и приводим ниже.

 

* * *

 

 Информационно-православный вестник Русь-ФронтСвятейший Патриарх Тихон, от всея души приветствую тебя с восшествием твоим ныне на Патриарший Престол Всероссийской Православной Церкви. Великий и святой день! Великой радостью радуются сегодня твои пасомые! Как дети преисполняются радостью, увидев отца после долговременной разлуки с ним, так и Церковь Российская преисполнена ныне высокой радости, узрев своего Отца-Патриарха, после того, как более 200 лет не имела его.

Но что в этот знаменательный момент чувствует твоя душа? Соответствуют ли твои чувства, твое настроение этой радости? Ставлю этот вопрос, слыша скорбные звуки в ответе твоем на приветствие тебе от Святейшаго Синода. И действительно, что значит быть кормчим церковнаго корабля в наши грозные дни? Ведь, и самому обыкновенному кормчему, ведущему по морю врученный ему корабль, бывает крайне тяжело выполнять возложенную на него обязанность. Корабль может разбиться о подводныя скалы, может быть залит морскими волнами, может погибнуть вследствие этого в пучине морской. Сколько неусыпной бдительности требуется от кормчаго!

Но если так тяжел его труд, то в тысячу крат труднее обязанность, возлагаемая на кормчаго духовнаго корабля. Кто может с точностью изследовать глубину жизни в душах вверенной духовному кормчему духовной паствы? Сколько подводных камней стоит на пути плавания церковнаго корабля по волнам житейскаго моря! Ведь в духовном мире вся жизнь идет не по законам необходимости, а по данному человеку свободному произволению, не поддающемуся часто никакому учету. Сколько прозорливости требуется от церковнаго вождя!

А какия большия силы духовных разбойников: атеистов, материалистов, социалистов и т. п., стоят на пути Святой Церкви Христовой! Не они ли употребляют всю свою мощь для того, чтобы препятствовать развитию святого церковнаго дела? Сколько, следовательно, предусмотрительности требуется от церковнаго кормчаго. Да и на самом корабле церковном есть, ведь, и такие корабельщики, которые вступают в заговор с противниками Церкви Христовой.

И в мирное время трудно управлять церковным кораблем, а в наше время... это — страшное для Церкви время! Положение ея ужасно. К настоящему положению нашей Церкви можно применить такое же сравнение, какое сделал в свое время Святой Василий Великий в отношении Церкви Вселенской. Он уподобил ее морской битве темною ночью во время страшной бури.

Но да не смущается сердце твое, Святейший Патриарх. Не ужасайся этих врагов Святой Божией Церкви. Ведь, ты не один и не безпомощен. С тобою Тот, Кто указал тебе быть Патриархом, с тобою Заступница наша Матерь Божия, с тобою святые митрополиты Московские и всея России — Петр, Алексий, Иона и Филипп и святый Патриарх Ермоген, нетленныя мощи коих почивают в сем святом храме. Они, святые Российской Церкви, придут и, как своего преемника, они не оставят тебя без помощи. С тобою паства твоя, которая единым сердцем и едиными усты возносит за тебя свои теплыя молитвы. Быть не может, чтобы из ста четырнадцати миллионнаго народа не нашлось семи тысяч праведников, не преклонивших колен своих пред современным Ваалом, то есть таких чистых и праведных душ, молитва которых много может, споспешествуемая молитвами небесных защитников Православной Руси.

Воодушевленный этим упованием и этими молитвами, приими сей жезл Святаго Петра Московскаго митрополита, как жезл силы от Сиона. Да будет сила сего жезла подобной силе жезла Моисеева. Как Моисей своим жезлом разсек море на двое и провел евреев целыми и невредимыми по дну морскому, избавив их тем от рабства египетскаго, так и ты сим священным жезлом управь вверенный тебе православный русский народ и проведи его ко спасению чрез пучину зол и бедствий, обуревающих его и Святую Православную Российскую Церковь. Буди, буди. 

Источник: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга IV: Деяния XLI-LI. — Издание Соборнаго Совета. — Пг., 1918. — С. 52-54. 

Написать комментарий