МОДЕРНИСТСКАЯ БРОШЮРА

МОДЕРНИСТСКАЯ БРОШЮРА

В "Живом журнале", в блоге "Тапир", в заметке "О проведении Великого Поста" предлагается к прочтению на эту тему "прекрасная небольшая книжка-руководство"  автора о. Александра Меня* с одноименным названием, изданная ввиду актуальности темы поста отдельной брошюрой, но составляющая часть издания "Практическое руководство к молитве", которое вышло в свет по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

Книги покойного протоиерея Александра Меня в настоящее время издаются большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам Православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия – католического и протестантского.

И разве может это издание автора о. Александра Меня действительно послужить для православного христианина руководством к Посту?

 

Александр Павлов

_________________________________________

 

* Отец Мень Александр Вольфович (1935-1990) - один из крупнейших модернистов в Русской Православной Церкви XX века, экуменист, основатель религиозного синдиката, носящего его имя.

О. Алексадр Мень утверждал, что на него оказали большое влияние представители “русской религиозной мысли” и богословского модернизма. Он называл В.С. Соловьева своим учителем, не разделяя основных положений учения Соловьева: учение о Софии, о всеединстве, о теократии. Наиболее чужды мне его апокалиптические мотивы, - говорил он.  Из западных считал наиболее важными для себя Гарнака, Честертона, Любака, Л. Буйе, советника по литургической реформе Второго Ватиканского Собора: "Очень дорожу духом Второго Ватиканского Собора",- говорил о. А. Мень в одном из последних интервью. В 1961 году познакомился с трудами Тейяра де Шардена, которого высоко ценил за оккультный эволюционизм и вообще за разрушительные для Христианской веры выводы. 

Также о. А.Мень публикуется в католическом издательстве “Жизнь с Богом”, которое использует его книги как орудие католического прозелитизма в России.

Образец герменевтики о. А.Меня: Он говорит о вечности загробных мучений буквально следующее: Слово “вечность” не должно пониматься как бесконечность во времени. Ведь сказано, что времени уже не будет. И сказано, что “Бог будет всем во всех”… Слова Христовы о “вечных” муках следует скорее понимать как слова о муках “потусторонних”. Ибо вечное в данном случае синоним неземного, так же как и “жизнь вечная” есть не просто существование без конца (такое ведь может быть и в аду), а с истинной Жизнью в ином бытии. Средневековое же понятие о бесконечных муках ада было, вероятно, скорее педагогическим приемом. То есть вечность мук будет конечной, “потому что” в вечности нет времени! Иными словами, о. А.Мень противоречит святым Отцам, не постигает, что время есть мера, а вечность – отсутствие всякой меры и всякого предела. Именно из этого Св. Отцы делали вывод о том, что за гробом мучения будут продолжаться бесконечно.

С середины 60-х годов статьи о. А.Меня печатаются в “православных” модернистских и католических изданиях: “Вестник РХД” (Париж), “Голос Православия”(“Stimme der Ortodoxie”) (Берлин), “Логос” (Брюссель), “Посев” (Франкфурт-на-Майне).

В 1975 году дал интервью самиздатскому журналу “Евреи в СССР” под заголовком “Евреи и христианство”, перепечатанное через год в “Вестнике РХД”. В нем о. А.Мень называет “ошибочным” прославление Церковью св. мучч. Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского. Полагая недостоверным подвиг этих святых (принятие мученической кончины от иудеев), признавал возможность их деканонизации. Позднее, в 1989 г. в интервью С.С. Бычкову в газете “Московский комсомолец” объявил политической акцией карловчан канонизацию Новомучеников Российских. На вопрос о наличии в православных богослужебных текстах резких выпадов против евреев, о. А.М. ответил, что они являются пережитком средневековых нравов и, возможно, вскоре будут изъяты из богослужения. Речь шла о текстах из “Последования 12 Евангелий Страстей Господних” и Утрени Великой Субботы: “За благая, яже сотворил еси роду еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя.”; “О предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще;, “Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго”. Такова оценка о. А.М. Святоотеческих текстов: св. Мелитона Сардийского “О Пасхе”, текст которой лег в основу антифонов Утрени Великого Пятка, трипеснца св. Космы Маиумскогои тропарей крестовоскресных канонов Октоиха “Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество…” автором которых является св. Иоанн Дамаскин.

Еще в студенческие годы целиком перешел на экуменические позиции. На этой почве сблизился с Н.Е. Пестовым, который, по воспоминаниям близких, открыл ему западное христианство. Причинами отпадения западных христиан от Православной Церкви о.А.М. парадоксально считалразличия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках. Это, разумеется, несправедливо по отношению к католическому Западу, который отличался догматическими нововведениями, но отнюдь не по душевному складу от греков, болгар и славян. Различие же в обрядах относится к эпохе первых веков Христианства и никак не может считаться результатом расовых различий римлян от сирийцев, греков и евреев.

В круг последователей и почитателей о.А.М. входили многие модернисты и экуменисты, в частности, С.И. Фудель, о. Сергий Желудков, католическая монахиня в миру Н.Л. Трауберг, Владимир Никифоров, ставший отступником от Православия и перешедший в католицизм, Сергей Маркус, отрекшийся от Христа и ставший магометанином, о. М. Аксенов-Меерсон, Е.В. Барабанов, С.С. Бычков, В.К. Зелинский, Г.П. Чистяков, Я. Кротов, Е.Ю. Гениева, А.И. Борисов, В.Н. Лапшин, Л.И. Василенко, В.И. Илюшенко, С.С. Аверинцев и др.

 

В целях распространения наследия о. А.Меня еще при его жизни был создан религиозный синдикат, в который на настоящий момент входят приход храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (настоятель о. Александр Борисов, руководитель книготорговлей – брат о.А.Меня Павел Мень), приход храма Сретения Господня в пос. Новая Деревня (о. Иоанн Пеньтковский, о. Владимир Архипов) и ряд других, Общедоступный Православный Университет, Российское Библейское общество, Гуманитарно-благотворительный фонд им. о. А. Меня в России, Международный благотворительный фонд им. А. Меня в Латвии и другие организации.

В Культурно-просветительском центре “Дубрава” им. протоиерея Александра Меня ежегодно проходит научно-богословская конференция – “Меневские чтения“.

Премия имени о. Александра Меня с девизом “За экумену культуры” была учреждена в 1995 году Академией католической епархии Роттенбург-Штутгарт, ВГБИЛ (директор Е.Ю. Гениева), Европейской Академией “Гражданское общество”, журналом “Иностранная литература” и Институтом восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета (Германия). Среди лауреатов – М.С. Горбачев, писатели Л. Копелев, Ч. Айтматов А. Приставкин Д. Гранин, Л. Улицкая, немецкие политики, журналисты.

В Большом зале ВГБИЛ ежегодно проводятся Международные межрелигиозные тематические конференции памяти протоиерея Александра Меня.

Написать комментарий