ТРЕТИЙ СПАС ОРЕХОВЫЙ

ТРЕТИЙ СПАС ОРЕХОВЫЙ

Послание Авгаря Господу Иисусу:

«Князь Эдесский Авгарь Иисусу, Благому Спасителю в странах иерусалимских явившемуся во плоти радоваться.

До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни.., врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься придти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется всё потребное».

 

Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни (проказе), что будет видеть изображение лица Христа Иисуса; столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху.

 

Придя в Иерусалим, Анания застал Господа за проповедью. И не имея возможности пока обратиться к Нему по причине множества народа, стал пытаться изобразить лик Христа на иконе. Но не мог – по Божественной на то воле. Господь же Всеведущий повелел Апостолу Фоме привести сего мужа. Иисус Христос назвал приведенного по имени и ремеслу и просил дать Ему письмо Авгаря.

 

Прочтя послание, Господь написал Авгарю следующее:

«Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан (это были последние дни жития Господа на земле пред Его страданиями), и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)».

 

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: Божие видение, Божественное чудо. Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художника, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом. И о, чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал: «Неси, отдай пославшему тебя».

 

Когда Анания, возвращаясь на родину, достиг г. Иераполя, то он, остановившись вне города скрыл изображение лика Христова в куче только что сделанных кирпичей. Около полночи жители города увидели огонь, окружавший это место, и нашли здесь скрытую святыню; вместе с тем оказалось, что на одном из кирпичей отобразилось изображение Спасителя. Жители Иераполя удержали у себя этот кирпич, а Ананию отпустили.

 

Приняв убрус, князь Авгарь его поцеловал, и проказа исчезла, оставшись только небольшим пятном на лице. Позже апостол Фаддей (из 70-ти) проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, исцелил его и тайно крестил. Вместе с Авгарем крестился весь дом его и весь Эдесс, славя истинного Бога.

 

Тогда князь разбил всех идолов, которые стояли перед городскими воротами, и над воротами для поклонения укрепил тот убрус с ликом Христа на деревянной доске, обрамленный золотом и украшенный жемчугом. Еще написал князь под иконой на воротах: «Христе Боже! всякий уповающий на Тебя не постыдится».

 

Позднее же, один из правнуков Авгаря возобновил идолопоклонство, и епископ того города пришел ночью и замуровал ту икону в стене над воротами. С тех пор прошли века.

 

Во дни благочестивого царя Иустиана персидский царь Хозрой напал на Едессу, и город был в великом притеснении. Тогда епископу Эдесскому Евлавию явилась Пречистая Дева, Которая объявила ему тайну о сокрытой и забытой иконе. Икона была найдена; и была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес образ по стенам осажденного города, и тотчас всё персидское войско, гонимое Божественною силою, обратилось в бегство.

 

Затем, также по прошествии многих лет, когда в Греции был царем Роман Багрянородный (Ликапенис), разделявший власть с Константином, сыном Льва Премудрого и своим зятем, святой убрус с нерукотворенным изображением Божественного лица Христова перенесен был из Эдессы, захваченной сарацинами, в Константинополь: в те времена уже вся Сирия, в которой и находится Эдесса, была под властью сарацин.

 

Перенесение это совершилось таким образом: царь греческий Роман, желая иметь в Царьграде сие безценное сокровище много раз посылал к эмиру Сарацинскому просьбу отдать ему нерукотворный образ Христов. Эмир же, упрашиваемый эдесскими христианами, не хотел отдать образа, и возникла война. Эдесские христиане просили Романа прекратить бои, царь же в свою очередь просил у них святыню, и властитель сарацинский согласился отдать ее, но далеко недаром. Исполнив все условия, греческий царь получил желаемое.

 

Руками архиереев и прочих честных мужей духовного чина святой образ был перенесен в Царьград. По пути и в самом Царьграде от честного образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги, – слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись. Один же бесноватый восклицал: «Восприими, Константинополь, твою славу и веселие, а ты, Порфирородный, честь твоего царства». – Так взывая, человек этот исцелился от беснования.

 

Сие торжество состоялось в 944 г.

 

Нерукотворный образ хранился в Константинополе до 1204 г. Во время владычества крестоносцев в Царьграде в 1204-1261 гг. сия святыня была похищена ими, но корабль с ней затонул (по одной из версий).

 

Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий