ОБ ИЗБРАНИИ МИХАИЛА РОМАНОВА НА ЦАРСТВО

ОБ ИЗБРАНИИ МИХАИЛА РОМАНОВА НА ЦАРСТВО

В 1611 году Патриарх Гермоген, призывавший сынов Церкви к защите Отечества, настаивал на избрании Царя из русских, убеждая к тому примерами из истории; но он уморен был за этот призыв голодом, жизнь его угасла 17 февраля 1612 года, но он скончался с именем Михаила, указав, кто должен быть Царём.  

К концу 1612 года Москва и вся средняя Россия, извещённая вождями народного ополчения, торжествовала своё спасение и, торжествуя, вспомнила предсмертный завет патриарха Гермогена - 21 февраля 1613 года  единодушный выбор в Цари пал на Михаила Фёдоровича Романова, сына бывшего ростовского митрополита Филарета Никитича, томившегося ещё тогда в неволе у поляков и возвратившегося оттуда лишь в 1619 году.  

А. Кившенко. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство

Первым делом великого Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова на русский Престол, было отправление к новоизбранному Царю посольства. Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: "Ехать к Государю Михаилу Фёдоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль". Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Фёдорович живёт со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь.  

В Кострому посольство прибыло 14-го марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21-го числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с жёнами и детьми встретили нового Царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары.

Местом своего здесь пребывания Михаил Фёдорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23-го марта послана была и первая от Царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца. Наступившее затем тёплое время и разлитие рек задержало юного Царя в Ярославле "до просухи". Получив здесь сведение, что шведы из Новгорода идут к Тихвину, Михаил Фёдорович отсюда же отправил князя Прозоровского и Вельяминова защищать этот город, а в Москву послал указ отрядить войска против Заруцкого, который, ограбив украинские города, с толпой мятежников и Мариной Мнишек шёл к Воронежу. Наконец 16 апреля, помолясь Ярославским Чудотворцам и приняв благословение от Спасского архимандрита Феофила, сопровождаемый благими пожеланиями народа, при колокольном звоне всех церквей Михаил Фёдорович оставил гостеприимную обитель, в которой прожил 26 дней.

Вскоре по прибытии своём в Москву, в том же 1613 году, Михаил Фёдорович прислал Спасскому монастырю три жалованные грамоты, вследствие чего благосостояние монастыря, много пострадавшего во время польского разгрома, улучшилось. И во всё время своего царствования Государь постоянно питал к Ярославлю расположение и вспоминал место временного своего пребывания. Доказательством этому служат ещё 15 жалованных грамот, данных тому же монастырю.  

В первые годы по воцарении Михаила Фёдоровича, до окончательного заключения мира с Польшей, Ярославлю с окрестностями и соседними городами нередко ещё приходилось переносить большие от поляков беспокойства, и в 1615 году Ярославль опять стал сборным пунктом для войск, снаряжавшихся против Лисовского, тревожившего тогда Угличь, Кашин, Бежецк, Романов, Пошехонье и окрестности Ярославля. В 1617 году Ярославль пребывал в опасности от запорожских казаков, посланных сюда из-под Троицкой лавры польским королевичем Владиславом, снова надумавшим было искать русского престола. Отсюда прогнал их "с большим уроном" боярин Иван Васильевич Черкасский.  

Возвратившийся в 1619 году из плена Филарет Никитич был поставлен Патриархом Русской Православной Церкви, а в следующем году Царь предпринял молитвенное путешествие по городам, причём посетил и Ярославль.

К. Д. Головщиков. История города Ярославля, 1889 г.

* * *

Посетителям нашего портала будет также интересно прочитать Грамоту Земского собора во Владимир об избрании Михаила Федоровича Царем от 25-го февраля 1613 г.

В Володимер архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и столнику и воеводе господину Тимофею Василевичу Измайлову и дворяном, и детем боярским, и стрелцом, и казаком, и гостям, и посадским и уездным всяким людям великого Московского государства Ростовский митрополит Кирил и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены и великих обителей честных монастырей старцы, которые собраны для царского обирания к Москве, и бояре, и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские, и головы стрелецкие, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрелцы, и всякие служилые люди, и гости московские, и торговые люди всех городов, и всякие жилецкие люди челом бьют.

Ведомо, господа, вам всем, как в Российском государстве царской корень пресекся и после того были избранные государи, а последней был на Московском государстве царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии. И по общему земскому греху, а по зависти дияволи, многие люди его, государя, возненавидели и от него отстали; и учинилась в Московском государстве рознь. И царя Василия от государства отставили. И, послыша то полской и литовской король, злым своим умыслом состався с богоотступники, с Михалком Салтыковым с товарищи, прислал под Москву гетмана Желтовского, а велел договариватца, будто он для успокоения Московского государства дает на Московское государство царем сына своего Владислава. И Московским государством завладел обманом, а хотел к Польше и к Литве в подданстве учинить и церкви Божия разорити и святую нашу непорочную христианскую веру греческого закона попрати и учинити в Росииском государстве свою проклятую латынскую веру; и по своему злому умыслу царствующий град Москву разорили и святыя Божия церкви осквернили и обругали и разорили, и многонародное множество без числа побили. И по милости Божий, собрався бояре и воеводы князь Дмитрей Тримофеевич Трубецкой да столник воевода князь Дмитрей Михайлович Пожарской Московского государства со всякими ратными людми, царствующий град Москву от польских и от литовских людей очистили, и ныне многие церкви Божия в прежнюю лепоту облеклися и Божие имя в них славитца по прежнему, а царской престол вдовеет, а без государя нам всем быти ни на малое время немочно. И бояре и воеводы всею землею писали к вам, чтоб вы для государского обирания ехали к Москве. И выборные люди для государского обирания из Замосковных и из Поморских и из Украинных городов всяких чинов люди для государского обирания к Москве съехались и живут на  Москве долгое время. А без государя Московское государство ничем не строитца, и воровскими заводы на многие части разделяетца, и воровство многое множитца. А без государя никоторыми делы строить и промышлять и людми божиими, всеми православными христианами печися некому. И мы со всего собору и всяких чинов выборные люди о государском обиранье многое время мыслили, чтоб литовского и свииского короля и их детей и иных  немецких вер и никоторых государств иноязычных некрестьянской веры греческаго закона на Владимирское и Московское государство не обирати и Маринки и сына ея на государство не хотети, потому что полского и немецкого короля видели к себе неправду и крестное преступленье, и мирное нарушенье, как литовской король Московское государство разорил, и свийский король Великий Новгород взял обманом, за крестным же целованием. А обрали на Владимирское и Московское государство и на все великия государства Росийскаго царствия государя из московских родов, кого Бог даст. И всех чинов во всяких людех от мала и до велика вместилося в сердца, чтоб обрати на Владимирское и Московское государство и на все великия государства Росиискаго царствия от племени праведнаго и великого государя царя и великого князя, блаженные памяти, Федора Ивановича всеа Руси, чтоб было вечно и постоятелно, так же, как при нем, великом государе, Росииское царство предо всеми государствы аки солнце сияло и на все стороны ширилось, и многие окрестные государства учинилися у него, у государя, в подданстве и в послушанье; и некоторая кровь и война при нем, государе, не бывала, все есмя при его царской державе жили в тишине и благоденстве. И о том, кому благоволит Бог на Владимирское и Московское и на всех государствах Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии быти, многие соборы у нас были. И февраля в 21 день на Зборное воскресение пришли в соборную церковь Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения к митрополиту и ко всему освященному собору мы, бояре и околничие, и чашники, и столники, и стряпчие, и дворяне московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские всех городов, и головы, и сотники, и атаманы, и казаки, и стрелцы, и гости, и черных слобод и всего государства Московского всяких чинов люди и с сущими младенцы, и молили всемилостиваго Бога и пречистую Богоматерь, и великих московских чюдотворцов с великим молением и воплем, чтоб всемилостивый Бог дал нам на Владимирское и Московское и на все государства Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии от племяни благоверново и праведнаго государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии племянника, Михаила Федоровича Романова-Юрьева, чтоб по милости Божий впредь царская степень укрепилась навеки и всего Московского государства люди были в покое и в благоденстве под одним кровом и под царскою высокою рукою. И били мы челом великаго государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии племяннику Михаилу Федоровичю Романову, чтоб он над Московским государством и надо всеми нами, Московского государства людми, умилосердился, нас, сирых, пожаловал, всенародного моления и слезнаго рыдания не презрил, был на Владимирском и Московском и на всех государствах Росиискаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии, чтоб во всем Росииском государстве всякие люди под одним кровом и под его царскою высокою рукою были; и кровь бы крестьянская и межеусобство его царским бодроопасным правительством уталилось. И по милости всемогущаго в Троице славимаго Бога его, государя Михаила Федоровича, на Владимирское и на Московское и на все государства Росиискаго царствия обрали государем царем и великим князем всеа Русии и крест ему, государю, целовали, что нам ему, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии, служити и прямити и с недруги его государьскими и с неприятели государства Московского с полскими и с литовскими, и с неметцкими людми, и с татарь и с изменники, которые ему, государю, служити не учнут, битца до смерти. И вам бы, господа, прося у всемилостивого в Троице славимаго Бога милости и у Пречистой Богоматери за государево царево великого князя Михаила Федоровича всеа Русии многолетние пети молебны с звоном, чтоб Господь Бог отвратил от нас свой праведный гнев и подал бы государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии многолетное здоровье и на ево государевых недругов и на всех некрестьянских неприятелей победу и одоление, и крестьянское б государство мирно и в тишине и во благоденстве устроил. А пев молебны и просив у Бога милости о государеве многолетном здоровий и о устроение всего мира, быти с нами под одним кровом и державою и под высокою рукою крестьянсково государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии. А мы с Божьею помощью такому великому и неизреченному Божию милосердию всего государства Московского всякие люди от мала и до велика и из городов выборые и невыборные люди все обрадовалися сердечною радостью, что во всех человецех прошение у Бога в едина мысль в сердца вместилась, что по изволению Божиею быть на Владимирском и Московском и на всех государствах Росииского царствия государем царем и великим князем всеа Русии великаго государя царя и великого князя блаженныя памяти Федора Ивановича всеа Русии племяннику Михаилу Федоровичу. Ни по чьему заводу и кромоле Бог его, государя, на такой великий царьской престол изобрал мимо всех людей по своей неизреченной милости, и всем людем о его царском обиранье Бог в сердца вложил едину мысль и утвержение.

 

Писан на Москве лета 1613 году, февраля в 25 день.


Написать комментарий