НАЛИЧНЫЕ СКОРО ПОДСОКРАТЯТ?

НАЛИЧНЫЕ СКОРО ПОДСОКРАТЯТ?

Скоро рассчитаться наличными в России можно будет далеко не всегда и везде. Минфин выступил синициативой сократить оборот наличных средств. Глава этого ведомства Антон Силуанов прокомментировал это так: «У нас слишком большая доля наличных платежей. Она в два раза выше, чем в европейских странах, и в 1,5 раза - чем в развивающихся. В итоге недостаточно прозрачно осуществляются операции по покупке и продаже товаров и услуг, недоплачиваются налоги. Это способствует развитию теневого сектора, который составляет около 30-40% ВВП».

Впервые эта тема начала активно обсуждаться в июле 2011 года, после письма от главы Сбербанка Германа Грефа Путину, занимавшему тогда еще премьерское кресло. В том обращении руководитель крупнейшего госбанка России оценил потери российской экономики из-за чересчур высокой доли наличности в обороте в 1% ВВП в год (в частности, выплата зарплат наличными нередко сопровождает «серые» схемы, позволяющие недоплачивать налоги). Греф предложил изменить Трудовой кодекс с тем, чтобы закрепить порядок выплаты зарплат, пенсий и социальных пособий только исключительно через банковские карты, а в будущем - через универсальную электронную карту (УЭК).

В чем тут заинтересованность крупнейшего банка страны, получившего мандат на разработку и внедрение вышеупомянутой карты, очевидно. Но сейчас эта тема подхвачена на правительственном уровне. Министр Силуанов считает, что крупные покупки -  недвижимости или автомобилей - должны осуществляться только через безналичный расчет.

С конкретными цифрами финансовое ведомство до сих пор не определилось. Максимальная сумма, которую после введения ограничений можно будет оплатить наличными, еще обсуждается: пока она колеблется от 100 до 600 тыс. рублей. Однако вопрос в том, во что же все это выльется для российских граждан?

Пользоваться пластиковой карточкой, как нас пытаются убедить, удобнее и безопаснее, чем носить с собой большие суммы наличности. Однако для продавцов товаров оплата эквайринговых услуг (обработка карточных платежей) обходится в 1,5–2,5% от суммы платежа. Услуги же инкассаторов на порядок дешевле — 0,1–0,5%. Увеличение расходов, связанное с безналичной формой оплаты, будет переложено безусловно и безоговорочно на покупателей, что отразится в росте цен.

„Государство активно работает над тем, чтобы поставить под жесткий контроль доходы и расходы собственных граждан”.  Еще один интересный момент: банки давно уже не гарантируют «тайну вкладов». Обо всех крупных операциях своих клиентов они обязаны сообщить в Росфинмониторинг. Более того, одновременно с работой над законом, который должен сократить оборот наличных, идет работа над другим законопроектом, который расширит полномочия «финансовой разведки» и налоговых органов. Этот написанный Росфинмониторингом по поручению первого вице-премьера Виктора Зубкова документ уже готов и разослан в соответствующие ведомства для согласования. В соответствии с ним банки смогут расторгнуть договоры с клиентами, если операции по ним вдруг покажутся подозрительными, а налоговики — без суда доначислять налоги. Кроме того, Минэкономразвития разрабатывает проект закона, который обяжет граждан, совершающих крупные покупки, раскрывать источники своих доходов. Иными словами, государство активно работает над тем, чтобы поставить под жесткий контроль доходы и расходы собственных граждан. В цивилизованном правовом государстве, где чиновник — наемный служащий налогоплательщика, действующий в интересах общества, это, возможно, не вызывало бы никаких серьезных опасений. Однако в России, к сожалению, дела обстоят иначе. В условиях, когда каждый бюрократ идентифицирует себя с государством, а гражданин совершенно беззащитен перед исполнительной властью, превратившей судебную ветвь в свой рудиментарный придаток, любая лишняя информация, которую получает чиновник о своем работодателе-налогоплательщике, может выйти этому работодателю боком.

Р. Б. Дионисий (из писем  редакционной почты)

Написать комментарий