630-я ГОДОВЩИНА ПРАЗДНОВАНИЯ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

630-я ГОДОВЩИНА ПРАЗДНОВАНИЯ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Заступница земли Русской.
Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории - Куликовской битвы 1380 г.

Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. Икона, принесенная в дар великому князю донским казачьим войском в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собою в Москву эту святую икону.

Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича. Когда в 1591 г. крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, благоверный царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. После обновления монастыря в период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершается ежегодный крестный ход из Кремля.

В XVII в. Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от неверных, обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой и нападение агарян было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной иконой в Донской монастырь, а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконы. Во время больших крестных ходов этот святой образ выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы Пресвятой нашей Заступницы усилилось. С воцарением Петра I обороне южных границ России стало придаваться большее значение; почитание Донской иконы вновь возросло. С ее заступничеством связывали взятие Азова в 1696 г.

Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV в.: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением Успения на обороте, бывшая до 50-х годов XVI в. в Успенском соборе г. Коломны и перенесенная затем в Благовещенский собор Московского кремля; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву прп. Сергием Радонежским.

В 1668 г. Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы пребывают ныне в стенах Государственной Третьяковской галереи. В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы. С начала 90-х каждый год в день празднования чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы привозится на поклонение из Третьяковской галереи в Донской монастырь, после чего всю ночь у нее служатся молебны.

В этом году, когда отмечается 630-летие Куликовской битвы, русские православные люди с особым чувством вспоминают участие Богородицы в судьбе русского народа, в истории России и молятся о том, чтобы и сегодня, несмотря на глубину нашего нравственного падения, Матерь Божия не отвернулась от нас грешных и помогла одержать еще одну победу — на поле человеческих душ.

По материалам православных сайтов


Написать комментарий