ПРАВИЛЬНОЕ УСТРОЕНИЕ ДУШИ

ПРАВИЛЬНОЕ УСТРОЕНИЕ ДУШИ

Если же будешь колебаться в вере, допустишь в сердце сомнение, если самовольным нарушением заповедей Божиих омрачишь себя и ослабишь свои силы – то падёшь падением великим, если не будешь постоянно призывать на помощь Господа; а особенно, если возгордишься и понадеешься на свои силы – то падёшь падением великим и отяготишь себе жизнь чрезмерно. Но и тогда не унывай, а смиряйся ещё больше и всё упование возлагай на Господа и на Его милосердие, и Его помощь. Это и есть правильное устроение, но без опыта, без падений и восстаний мысленных не придёшь в правильное состояние.

Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего – словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (см. Пс. 50) и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил в начале. Одной волей своей и желанием ещё не приобретёшь любви, а только жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.

Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, то есть страх как-либо не оскорбить Бога, затем рождается чувство близости Бога к нам – а затем рождается постепенно твёрдая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, и появляется не только безропотное несение скорбей и страданий, но и благодарность за них, так как сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем самым любить Его.

Игумен Никон (Воробьёв)

Написать комментарий