ГОСПОДЬ ВИДИТ НАШИ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

ГОСПОДЬ ВИДИТ НАШИ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Преподобный Варсонофий Оптинский о помощи Божией.

Смотрит Господь на сердце человеческое, и если видит сильное желание исполнить Его Святую волю, то помогает ему ими же Сам веси судьбами. Желает, например, человек уйти в монастырь и там служить Господу и далеко от людей прячет свое намерение, а Господь-то видит его желание и помогает ему.

О существовании Оптиной Пустыни я узнал самым неожиданным образом.

Однажды, придя на службу и приготовив бумаги для подписи начальства, я узнал, что начальства сегодня не будет. Пошел я бродить по штабу, в одном зале на столе я увидел книжечку, стал ее рассматривать и нашел статью об Оптиной Пустыни Калужской губернии.

Калужскую губернию я по географии знал, город Козельск был мне известен по названию, но что близ него находится Оптина Пустынь, того я не знал. Прочитав статью, я очень заинтересовался и захотел непременно побывать там. Собрался я туда; в это время был еще жив покойный старец о.Амвросий. Пришел я к нему сообщить о своем желании поступить в монастырь, он ответил: “Нет, еще рано, через 2 года поступите”. Дал мне указания относительно моей жизни.

Прошло 2 года. Собрался я ехать в Оптину навсегда. Но не хотелось мне рассказывать об этом никому. Беру отпуск. Мое начальство говорит:

– Ну, вот, пора.

– Отчего вы говорите, что пора? – спрашиваю.

– Да как же, Павел Иванович, все уже по нескольку раз брали отпуск, и за границу ездили, а вы все сидите, да сидите. Вы на пособие имеете право.

– Нет, мне деньги не нужны.

– Как желаете, а лучше бы взяли.

На этом наш разговор и кончился.

Слова моего начальства были пророческими. Действительно, было “пора”.

Приехал в Оптину. О.Амвросий был тогда в Шамордине [1]. Я поехал туда. И он меня благословил прямо в скит. Помню, когда я впервые увидел о.Амвросия, то какой-то голос мне сказал: “Ну вот, он-то тебя и возьмет”.

Перед поступлением в монастырь поехал помолиться к прп. Сергию. В это время в Черниговском скиту подвизался о.Варнава [2]. Пошел я к нему на благословение. Благословил он меня да и говорит: “Простудился, жениться надо”. Эти слова привели меня в страшное смущение. Некоторые из бывших со мной, не любившие о.Варнаву, говорили: “Вот видите, какие советы дает? Великий старец о.Амвросий благословил в монастырь идти, а этот жениться предлагает”. Слова о.Варнавы запали мне в душу и сильно смущали меня. Когда я, уже бывши иноком, рассказывал об этом батюшке о.Анатолию [3], то он мне так растолковал эти слова: каждая душа христианская есть невеста Христова, следовательно, «надо жениться», т.е. соединиться со Христом, слово же “простудился” означает духовную болезнь, от которой страдает человек, пока не вообразится в нем Христос.

Давно это было, когда я был еще Павлом Ивановичем.

Однажды поехал я в театр. Шли в первый раз “Гугеноты” [4]. Ложа была чудная, против самой сцены. Сидел я с моим начальством. Поют на сцене любовные песни, а мне приходит на мысль: “А что, если я сейчас умру, куда пойдет душа моя, уж, конечно, не в рай. Но если не в рай, то куда же?” Страшно мне стало, уж и на сцену смотреть не хочется. А внутренний голос говорит: “Уйди отсюда!” Но как же уйти? Начальство сидит, неудобно. А внутренний голос все повторяет: “Уйди, уйди”...

Я встал, тихо дошел до двери. Отворил ее. Вышел. Сначала пошел тихо, а затем все скорее и скорее, взял извозчика и приехал домой.

С тех пор я стал избегать ходить в театр. Бывало, придут товарищи, ложу предлагают взять пополам, а я отказываюсь то по одной причине, то по другой. Затем глаза у меня разболелись, так больше я не ходил в театр.

Очень мне захотелось узнать через несколько лет, кто помог мне уйти от “Гугенотов”. Оказалось, что в первый раз “Гугеноты” шли 4-го октября – память святителя Варсонофия [5]. Понял я тогда, что этот Святой убедил тогда меня уйти из театра.

Много лет прошло после того. Я был уже в монастыре, готовился к постригу. Вдруг я опасно заболел. Все отчаялись в моем выздоровлении, решили скорее совершить пострижение. Помню, наклонившись надо мною, спрашивают: “Какое хочешь получить имя?” Я с трудом едва мог ответить: “Все равно”. Слышу, при пострижении именуют меня Варсонофием.

Следовательно, и здесь Святитель не оставил меня, но пожелал быть моим покровителем.

Аминь.

 

________________________________________

[1] Казанская Горская Амвросиевская Шамординская нештатная общежительная женская пустынь была основана прп.Амвросием в 12 верстах от Оптиной в 1884 г. В 1901 г. обращена в монастырь.

[2] О прп. Варнаве Гефсиманском см.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVII–XIX веков. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993–1998. Кн.6. 17 февраля.

[3] О прп. Анатолии (старшем), духовном отце прп.Варсонофия см.: Житие и поучение Оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Изд. Оптиной Пустыни, 1994. 352 с. (Преподобные Старцы Оптинские).

[4] «Гугеноты» («Гвельфы и гибеллины») опера Дж.Мейербера (1836).

[5] Свт.Варсонофий Казанский (еп.Тверской). Память его празднуется: 4 октября (обретение мощей) и 11 апреля. См. Жития святых... Кн.2. 4 октября.

По материалам православных СМИ

 

Написать комментарий