МiРОВОЕ ПРИЗВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ

МiРОВОЕ ПРИЗВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ

Слово священномученика Иоанна Восторгова (+1918 г.)
Глубоко воспитало Православие в русском народе благородные порывы самопожертвования, жалости к обездоленным братьям. И не даром Провидение из всех народов, исповедующих Православие, избрало Русь во главу их, чтобы чуткое сердце ея болезненно отзывалось на всякое страдание в православном мiре.

Миллионы народа русского в течение столетий посылали на смерть лучших сынов своих, на Дунай, и к Черному морю, и к самому Цареграду, жертвовали кровными копейками, проливали слезы в молитвах, руководясь исключительно возвышенными христианскими чувствами. Это не клич «объединение Германии»; это не желание обладать золотыми рудниками в Африке или выгодными морскими путями и судовыми стоянками... Нет, здесь была вековая борьба света и тьмы, креста и полумесяца, начал Христианства, несущих жизнь міру и спасение, и начал мусульманства, несущих ему дикость и озверение.

Западный міръ, свободный от врагов, удаленный от Турции, развивается и зреет умственно, приняв от гонимого турками Востока все сокровища образованности (в эпоху возрождения наук и искусств); народы его совершенствуются, постепенно формируются в благоустроенные государства, развивают науки и искусства, вырабатывают социальные отношения: все то, что называется европейскою культурою, европейскою цивилизацией. Какая, скажете, завидная доля! Какое захватывающее дух зрелище пышного расцвета и духовной жизни, открытий, изобретений, успехов! И какое невыгодное сравнение с восточными православными народностями, отставшими от этого умственного движения, от этой блестящей цивилизации!

Да, это верно. Но, братие возлюбленные, не спешите произносить укоризненный суд над нашим дорогим Православием. Оно было велико в другой области, — в области терпения, страдания и подвига; оно, чуждое гордыни, веками доказавшее уменье воспитывать в своих сынах дух самоотречения и смирения, приготовило в православных народностях то, без чего погибла бы на заре жизни блестящая культура Западной Европы. Мы, православные народы, спасли ее своею кровью, своими вековыми, ужасающими страданиями; мы отстояли от врагов общечеловеческое всемірное сокровище культуры и образованности.

Кровавым полукругом страданий оградили с востока и юга европейскую жизнь православные народы. Проследите мысленно по карте міра. Там, на востоке и северо-востоке Европы, своею грудью встретила православная Россия дикие полчища монголов, скоро принявших изуверный ислам; ценою собственной свободы, ценою задержки своего духовного роста и внутренней жизни она остановила их на пути в Европу у ворот Киева и Галицкой Руси. Своею кровью здесь, на юго-востоке, залила родную землю православная Грузия; ценою вековых страданий и безпрерывных разгромов удержала она напоры фанатичных и жестоких персов и турок. В долгой мучительной агонии умирала православная Византия с ея православными народностями — греками, сирийцами, арабами, коптами; умирала под гнетом дикого, изуверного народа, простирала руки к Западу, звала на помощь, но осталась одинокою; отдавала она врагу область за областью, отдала и престольный Царь-град, красу міра, столицу Христианства, потом умерла, великая и в самой смерти своей...

Погибель постигла бы Европу, если бы на пути разрушительного шествия врага Христианства и цивилизации в мученическом подвиге не полегли на полях Косовых, на берегах Дуная, под стенами городов и монастырей, в горах и на равнинах православные молдавы, православные болгары, православные сербы, православные черногорцы...

Они задержали разрушительный поток, но надолго потеряли свою политическую самостоятельность. Залитые кровью, задавленные врагом, отрезанные от Европы, народы православные в рабской доле отстали духовно от образованности европейской, но не потеряли ни уменья чувствовать по христиански, ни своей духовной самобытности. Это сохранило для них Православие. И пришла к ним пора светлых надежд и возрождения!

Народ русский смотрел на себя в этом деле, как на исполнителя воли Божией; в течение двух последних столетий он только и знал, что приносил жертвы за жертвами на войны с Турцией за Гроб Господень, за единоверные народы. Русский народ не мог отделить от своего бытия этой задачи. И вот, все угнетенные народности Востока к нему стали протягивать руки, у него привыкли искать защиты; имя России сделалось славно по всему Востоку. И стало завидно образованной Европе: и явно и тайно становилась она на пути русского богатыря; и явно и тайно, то союзами, то конгрессами, то угрозой войны, то открытою коалицией держав, то интригами среди православных народностей, то интригами внутри России среди ея домашних врагов, получающих из-за границы поддержку и сочувствием, и деньгами, — она старалась подорвать и ослабить великий подвиг России.

Но Россия ведь и не искала корысти в своих войнах с Турцией. Россия только исполняла свой долг. В страданиях — залог будущей славы, силы, величия.

И Церковь православная достойно и праведно радуется сегодня, ибо в указанном нами ходе всемірной истории она была одушевляющим и объединяющим началом жизни страдающих народов Востока.

Пусть же никогда не померкнет в нашем сознании міровое призвание Руси Православной!

Пусть же никогда не умрет в нас и среди нас способность к благородным порывам, к идейным начинаниям и подвигам! Пусть Древо жизни, Крест Христов, нами подъятый над полумесяцем, останется навсегда нашим знаменем и вместе символом спасения от врагов видимых и невидимых: Сим победиши! Пусть сознание цены нашего Православия растет и в ширь и в глубь в нашей дорогой родине: оно соделало нас великим, міровым народом, пусть же пребудет оно во веки веков нашею святынею, источником самых возвышенных и благородных подвигов!

Слово по случаю 25-летняго юбилея со дня взятия Плевны, 28 ноября 1902 г.
 (в сокращении)

Написать комментарий