ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ

ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ

Житие и труды священномученика Иринея Лионского
Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны.

Исторические памятники не дают определенных указаний ни о месте, ни о времени рождения епископа Лионского. Более вероятно мнение, что он родился во второй четверти II-го века, около 130 г. по Р. Хр. Греческое имя Иринея, его знакомство с греческою литературою и его близкие и ранние отношения к св. Поликарпу, епископу Смирнскому — все это делает весьма вероятным то соображение, что св. Ириней происхождения греческого, родился в Малой Азии, в Смирне или, по крайней мере, в ее окрестностях, где жил и действовал славный Поликарп. Еще в отроческом возрасте он был приведен своими христианскими родителями к престарелому мужу апостольскому: «Что мы слышали в детстве, то укрепляется вместе с душею и укореняется в ней. Так я мог бы теперь изобразить место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, изобразить его походку, его образ жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти» (Евс. V, 29).

Кроме св. Поликарпа Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами(например, Папий Иерапольский, ученик св. Иоанна Богослова): он слышал их слова и видел их дела, и такое общение с свидетелями апостольского времени внушило Иринею глубокую любовь и ревность к делу Христа Спасителя и Его Церкви и, не подавляя способности к возвышенному пониманию внутренней стороны Христианства, развило и укрепило в нем уважение к историческим основам его и приготовило пламенного поборника истины против гностических умозрений.

Живя в Смирне, славившейся тогда просвещением, св. Ириней с ранних нор познакомился с произведениями греческих поэтов и хорошо изучил философские системы греков, и особенно сочинения Платона: что сообщило уму св. Иринея диалектическое искусство, верность и глубину философских суждений.

Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию). Он был послан туда св. Поликарпом для распространения Христианства.

Здесь в Лионе была в то время цветущая христианская церковь, во главе которой был епископ Пофин. Св. Ириней, поставленный во пресвитера, ревностно и с успехом для дела Христианства подвизался в пределах Лионской церкви и деятельно помогал своему престарелому епископу в исполнении его трудного служения.

Время императора Марка Аврелия было весьма сурово и тяжело для Христианства; гонение, свирепствовавшее по всем местам тогдашнего мiра, охватило и церковь Лионскую вместе с Вьенскою (около 177 г.).

По смерти 90-летнего Пофина, скончавшегося в темнице в 177 году, св. Ириней был избран на его место в епископа Лионского. В святительском сане первою заботою св. Иринея было залечить раны, нанесенные лионской церкви страшным гонением, облегчить участь пострадавших от него, утешить тех, кто оплакивал смерть близких людей. Стараясь о распространении веры Христовой между язычниками, он в короткое время почти весь город сделал христианским.

Также следует отметить что св. Ириней, будучи миротворец по имени, был миротворец и по нраву, и видно это из тех случаев, когда он брался улаживать дела паствы.

Святитель Ириней жил не долго после восстановления мира. Он скончался смертью мученика в гонение императора Септ. Севера (около 202 г.).

Литературная деятельность св. Иринея была весьма значительна. Все его сочинения были вызваны важными современными ему явлениями и свидетельствуют о том, каким бдительным оком добрый пастырь Лионской церкви следил за событиями в области Христианства и с какою любовию и тщанием хранил истину Христова завета.

Современники особенно ценили труды св. Иринея благодаря его борьбе с еретиками.
Самыми опасными еретиками тогда были гностики разного вида. В силу этого именно из сочинений св. Иринея, особенно, из главного его труда «Против ересей», мы и до самого недавнего времени преимущественно узнавали о содержании разного рода гностических учений, потому что, опровергая их, он их пересказывает и цитирует.

Основные сочинения св. Иринея Лионского — это пять книг Против ересей (таково обычно употребляемое название вместо более длинного авторского названия «Обличение и опровержение лжеименного знания» (или гносиса)) и «Доказательство апостольской проповеди». Также от св. Иринея остались и другие сочинения разной степени сохранности.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий