АФОНСКИЙ ПОДВИЖНИК И МОСКОВСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Житие преподобного отца нашего старца Аристоклия
В самые страшные для России, предреволюционные, годы, когда были попраны моральные устои общества, и воцарялся грех, Бог даровал ей великого подвижника, духовно окормлявшего множество людей и являвшегося для них светлым лучиком в мутной и суетной жизни последних лет существования Империи.
О. Аристоклий родился в 1846 г. в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье Амвросиевых. Родители, Алексий (по другим источникам Михаил) и Матрона, нарекли чадо Алексием.
Оставшись без отца ещё в младенчестве, Алексий рано познал нужду.
Матерь воспитала отрока в благочестии.
Лет десяти Алексий тяжко заболел, и у него отнялись ноги. Моля свт. Николая Мирликийского об исцелении чада, матерь его дала обет уйти в монастырь, как только сын войдет в иноческий возраст, и в этой жизни с ним больше не видеться. По молитвам матери, в день празднования Церковью святителя, 6/19 декабря, Бог исцелил Алексия.
Обет был исполнен – мальчику не исполнилось и восемнадцати лет, когда их с матерью земные пути разошлись: Матрона приняла постриг в России, а Алексий отправился на святую гору Афон.
Более четверти века подвизался в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне о. Аристоклий, именно так в честь кипрского священномученика пресвитера Аристоклия Саламинского нарекли при постриге послушника Алексия.
В середине 1880-х годов иеромонах Аристоклий находился в Москве, на Большой Полянке, где в то время размещалось подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни св. вмч. Пантелеимона, возведенной напротив церкви Владимирской иконы Божией Матери, что на Никольской улице у Китайгородской стены.
За годы пастырского служения в Москве много сил приложил о. Аристоклий, чтобы приблизить далекий Афон к Москве. Страницы издаваемого подворьем журнала «Душеполезный Собеседник» с 1888 по 1918 год, т.е. 30 лет, рассказывали о жизни святогорцев. Все шире разворачивалась на московском подворье Афона книгоиздательская деятельность. Батюшка Аристоклий внес неоценимый вклад в создание нерушимого моста, соединившего Святую Русь с Благословенным Афоном. Благодаря его просветительской деятельности русские монастыри на греческом острове, страдавшие малочисленностью братии, стали быстро пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую, среди которых был и будущий великий старец Силуан.
Но по дьявольской зависти и злобе сослуживцы батюшки Аристоклия скоро добились его возвращения на Афон, оклеветав подвижника, что он якобы расхищает монастырское достояние, разоряет подворье... Это случилось в 1894 году.
Мы можем лишь догадываться о том, как прошли еще пятнадцать лет монашества афонского подвижника в Пантелеимоновой обители. Из сообщений все того же «Душеполезного Собеседника» можно узнать, что о. Аристоклия избрали казначеем (вот вам и «расхититель»!) и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (значит, он уже принял схиму, которая венчает высокий духовный подвиг) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря. Жребий тогда выпал другому, но это вовсе не умаляет заслуг батюшки перед Господом, даровавшим ему многие дары: и прозорливость, и молитвенное дерзновение, и неизреченную Богодухновенную мудрость.
И не случайно жребий выпал тогда другому – Господь уготовил старцу Аристоклию иной путь – он должен был снова вернуться в Россию пастырем и настоятелем Афонского подворья. Так решил собор духовников Свято-Пантелеимоновой обители.
В то время отцу Аристоклию было уже за семьдесят. Он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему человеке. В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым, которого благословил уйти на Афон его духовник – знаменитый в то время московский священник Валентин Амфитеатров. Матерь Божия указала старцу, что именно Ипатия он должен взять келейником и ехать с ним в Москву.
Вернувшегося в 1909 году батюшку встречали цветами и счастливыми улыбками тысячи православных, которые все годы после отъезда батюшки писали в Синод и на Афон письма, умоляя вернуть им доброго пастыря, чудесно устроившего жизни многих.
К моменту возвращения отца Аристоклия подворье находилось в запустении. Ведь после его отъезда люди перестали в таком количестве посещать часовню. Работы для старца предстояло много, а силы-то уже не те. Ходатайством батюшки на Большой Полянке выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и Богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы». Правда, ему самому послужить в ней не пришлось: ее освятили 30 сентября/13 октября 1918 года, а батюшки не стало месяцем раньше – 26 августа/8 сентября, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
После успения иеросхимонаха Аристоклия отпевали его сразу три московских архиерея: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского. Многие пришли проститься с батюшкой. В мраморном склепе полуподвала-усыпальницы подворья положили расставшееся с земными страданиями тело афонского подвижника и московского чудотворца.
Однако недолго пришлось старцу покоиться в усыпальнице. После Богу противной революции храм, книжный склад и усыпальница были обысканы, все, представлявшее материальную ценность, конфисковано, помещения опечатаны.Духовные чада старца Аристоклия с братией подворья вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха из усыпальницы, погрузили на телегу, повезли на Даниловское кладбище и тихо похоронили.
В 2004 году были обретены и перенесены на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве мощи преподобного Аристоклия и совершено его причисление к Лику Святых.