С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

День Победы -  великий день, которого ждали миллионы, день, который в одночасье осчастливил всех: и взрослых, и детей. Все меньше с каждым годом остается среди нас участников и очевидцев страшных событий тех лет. Но все знают, что такая долгожданная и трудная Победа нам досталась не только благодаря нашим воинам, тыловикам, великим полководцам и технологиям. Все больше становится известно фактов, подтверждающих значимую роль Православной веры в Великой Отечественной войне.

Не известно, что ждет нас в будущем, какие испытания. Но как христиане и как православные воины мы знаем и помним, что в любом случае нам нельзя унывать, и тогда Победа будет за нами. 

Более 60-ти лет прошло с того самого Дня. Дня, приближение которого ждали миллионы людей. Не найдешь семьи, которой не коснулась та страшная война. Нам, кто родился намного позже этих событий, порой сложно представить,  что это такое, когда не замолкая доносятся взрывы, весь город окутан дымом и слышен вой сирен.  Все, что осталось от великой и могучей державы после военных действий, – разруха.  Сложное было время.

По окончании Великой Отечественной войны средства массовой информации наперебой твердили не только о самоотверженности и патриотизме солдат, но и о вере воинов в товарища Сталина. Правительство делало вид, что вовсе не было той истинной веры, что спасала целые батальоны солдат, –  православной веры.  Только теперь, спустя много лет, об этом стали говорить открыто.   
С момента Крещения Руси (988 год) и до революции 1917 года правящая власть всегда поддерживала хорошие отношения с  Православной Церковью. После революции семнадцатого года отношение правительства к религии в корне изменилось. Вот цитаты из статьи, опубликованной в газете «Типографский рабочий» в 1925 году:«...была христианами создана запутанная сказка о рождении Иисуса-Мессии, которой попы до сих пор морочили рабочих и крестьян», «Где помещается бог со своим царством, если астрономы обшарили своими фототелескопами вселенную на 12000 световых годов?». Начали один за другим появляться антирелигиозные указы, было положено начало отделению Церкви от государства. С декабря 1922 года начинает издаваться газета «Безбожник». Практиковалось публичное вскрытие святых мощей. Священников ссылали и расстреливали. 

Но вот началась Великая Отечественная война. Если в «период перемен» (1917-1941 годы) большевики публично отказывались от традиционной русской религии, то во время войны, этого «времени собирать камни», они признали,  что православные традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания. Как только государство, казалось бы, перестало препятствовать распространению православия, появилась новая беда – сектантство. Гитлер хорошо понимал силу православия,  именно поэтому по его приказу фашистам следовало всеми возможными методами препятствовать влиянию Церкви, а появление сект как форму раскола и разъединения на оккупированных территориях  следовало поощрять. 

В сложные годы военных действий советское государство нуждалось в помощи, которую могли оказать европейские страны. Но условием оказания помощи было соблюдение в СССР принципов демократии (свобода вероисповедания – один из важных пунктов). Органы власти прекратили препятствовать открытию храмов, прекратились репрессии, люди спокойно могли посещать богослужения. В средствах массовой информации стала освещаться патриотическая деятельность Церкви.   
В 1941 году закрываются все антирелигиозные периодические издания. В Москве на Пасху 1942 года на всю ночь разрешили беспрепятственное движение. В 1943 году Сталин разрешает открытие трех духовных академий – в Москве, Киеве и Ленинграде. Начинают выпускаться церковные книги. Под внимательным контролем Сталина и Молотова организуется Совет по делам Русской Православной Церкви. Для СССР тогда было важно выглядеть «демократическим государством. Сталин дал четкую инструкцию: «Совет должен осуществлять связь между правительством и патриархом. Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всём правительству и от него передаёт государственные решения Церкви».

Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Практически все средства Церковь перечисляла в фонд обороны. В первые годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта и обороны. 

Даже после ссылки священники не прекращали делать все возможное для народа. Ярким примером целителя души и тела стал священник Валентин Феликсович Войно-Ясенецкого (позднее - архиепископ Лука, ныне причисленный к лику святых). В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди. В 1942 году святитель Лука делал по 4-5 операций в день.  

Никто другой лучше тыловиков и  фронтовиков не расскажет об истинном отношении населения к православной вере во времена войны. Вот воспоминания некоторых из них: 
 «В первый день войны... мама стояла вечером у окна и молилась. Я не знала, что моя мама верит в Бога. Она долго смотрела на небо...» (Ефросиния Григорьевна Бреус, капитан, врач). 
«В тот день мне исполнилось 18 лет... Я счастливая... а все вокруг кричат: «Война!». Помню, как люди плакали. Сколько встречала людей на улице, все плакали. Другие молились. Было странно. Непривычно. Люди на улицах молятся, крестятся... В школе нас учили, что Бога нет»  (Серафима Ивановна Панасенко, младший лейтенант, фельдшер мотострелкового батальона). 

 «Моя дочь в 5 лет читала молитвы, а не стихи. Тётя Даша учила как надо молиться. Она молилась за папу и маму, чтобы мы остались живы» (Людмила Михайловна Кашечкина, подпольщица). 

«Моя мама - малограмотная крестьянка. Она верила в Бога. Она молилась всю войну. Но как? Падала перед иконой на колени: «Спаси народ! Спаси Сталина! Спаси коммунистическую партию и этого ирода Гитлера!» (Софья Мироновна Верещак, подпольщица). 

«Я думала, что я материалистка, притом ярая. А на самом деле я верю в дух, в то, что человеком правит дух. На войне я в это поверила» (Александра Ивановна Храмова, секретарь подпольного райкома партии). 

Именно молитвы помогали обрести душевное успокоение. На фронте перед боем солдаты осеняли себя крестным знамением и просили помощи и заступления Всевышнего. Даже маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В Киеве до сих пор хранится Гербовецкая икона Божией Матери, которую Жуков отбил у фашистов. 

Пасха 1945 года пришлась на 6 мая. 9 мая стало известно об окончании Войны. Казалось бы самые сложные времена для Церкви прошли, но стало известно, что в сентябре 1944 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об усилении антирелигиозной деятельности через пропаганду научного мировоззрения».  Со смертью Сталина Совет по делам Русской Православной Церкви  вовсе потерял полномочия. 

Одним из решающих факторов войны является вовсе не количество и качество оружия (хотя это тоже очень важно), а прежде всего человек.  В годы войны советское непобедимое воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.  
Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину! 
День Победы торжественно празднуется на всем постсоветском пространстве. Возле памятника Неизвестному солдату в нашем жилмассиве Одинковка 9 мая 2011 года собрались ветераны и дети войны, духовенство и прихожане Свято-Покровского храма, а также многочисленные местные жители, чтобы еще раз почтить память павших воинов и поблагодарить тех, кто выжил. Состоялся праздничный митинг, после которого была отслужена заупокойная лития о погибших в годы войны воинах и мирных жителях. С каждым годом все сильнее тают ряды ветеранов, и очень важно успеть поблагодарить их за ту, такую важную для всех Победу!

Наталия Рисухина 

Написать комментарий