НО В ЧЕЛОВЕКЕ, КРОМЕ ТЕЛЕСНОЙ ЖИЗНИ, ЕСТЬ ДРУГАЯ

НО В ЧЕЛОВЕКЕ, КРОМЕ ТЕЛЕСНОЙ ЖИЗНИ, ЕСТЬ ДРУГАЯ

Господь наш Спаситель Иисус Христос по Своему человеколюбию удостоил нас святого причащения. Если мы понимаем значение этой Божественной милости, то не знаю, в каких словах выразить нам пред Христом свои благодарные чувства!

Поймите и оцените. Через причащение очистилось и освятилось тело каждого из нас. Теперь в эти минуты между нами нет ни единого грешника; все наши грехи, какие бы они ни были, если мы в них раскаялись и со смиренной душой и чистым сердцем вняли голосу назидания в таинстве покаяния, все наши грехи прощены. За нас пред небом, пред Божественной правдой ходатайствовал Сам Господь, наш Спаситель. Он взял всех нас под Свою всемогущую десницу, всех омыл и освятил и напоил Божественной Своей Кровию, всех напитал Своим Пречистым Телом. Теперь где Он находится, там и мы. Он Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Итак, у всех ныне причастившихся тело есть храм Святаго Духа, жилище благодати; наше чело в эти спасительные минуты так же чисто, каким оно будет в тот день, когда все люди воскреснут. Великое счастье тому, в ком не иссякнет отныне этот чудный, таинственный, животворный дар святости и чистоты.

Но в человеке, кроме телесной жизни, есть другая жизнь - это жизнь души. Жизнь души поддерживает свое бытие и существование Духом Святым: Духом Святым всяка душа живится, и чистотою возвышается, и светлеется присно. Животворящая благодать Святаго Духа ниспосылается нашей душе чрез таинство причащения. Поэтому в молитве пред святым причащением Церковь влагает в наши уста такие слова: Господи, да будет нам Тело и Кровь Христовы в очищение, в просвещение, во исцеление, во здравие души, в возращение добродетели и совершенств, в жизнь вечную. Вот почему истинные христиане всех времен, самые великие подвижники и угодники Божии в искушениях, в скорбях, в немощах, при напастях, в приготовлениях к какому-либо многотрудному делу, при страхе, невольно и безотчетно охватывающем душу, всегда укрепляли себя Святыми Христовыми Тайнами. Они впадали в печаль, если не могли почему-либо ежедневно причащаться. Святой Игнатий Богоносец в письме проповедническом к своей римской пастве на вопрос о том, как он живет, какие желания занимают его, отвечал: "Тленной пищей не увеселяюсь: Божьего хлеба хочу, хлеба небесного, хлеба животворного, иже есть Плоть Христа Сына Божия, и пить хочу Кровь Того, Иже есть Любовь нетленная и Живот вечный".

Будем же помнить, какой великой благодати мы удостоены, и будем хранить в себе это бесценное сокровище. Будем помнить, что святая святым предлагается, а не недостойным. Будем молить милосердого Господа, чтобы и впредь не лишал нас этого насущнаго хлеба нашего и возможно чаще удостаивал причащаться во спасение и в жизнь вечную. Святой Иоанн Богослов в своей сравнительно долгой жизни ежедневно сам молился и других поучал молиться этими словам: Господи, всегда даждь нам хлеб сей (Ин. 6, 34). И вы возьмите себе к сердцу ближе эту молитву, сами ее повторяйте и, при помощи Божией, приводите в исполнение, в особенности же тогда, когда вас будут обуревать страсти, когда нападать на вас будут соблазны, когда будут грозить вам ваши враги, видимые и невидимые...

Веруйте и уповайте, что Христовыми Тайнами вся прелесть упразднится, все самое темное, грязное убелится и освятится, все больное и зараженное в нас грехом и пороком исцелится для жизни временной и вечной... И с этими Святыми Дарами перейдем от земли в вечное Царствие Божие, где увидим Господа Спасителя... Он узнает нас, потому что мы причащались Его Плоти и Крови, и, таким образом, мы, по выражению апостола Павла, суть не иное что, но плоть от плоти Его и кость от кости Его (Еф. 5, 30). Аминь.

Протоиерей Валентин (Амфитеатров)

Написать комментарий