«РАВНОПРАВИЕ» МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ – ВО ХРИСТЕ

«РАВНОПРАВИЕ» МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ – ВО ХРИСТЕ

О мужественных и премудрых святых женах.

В Древней Руси было много премудрых жен: святая благоверная княгиня Ольга,, преподобная Анна Новгородская, преподобные Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Московская, уже упоминавшаяся Евфросиния Суздальская, святые Иулиания Вяземская и Иулиания Лазаревская, святая благоверная княгиня Евфросиния (в мiру Феврония)...


Как правило, они были широко образованы, успешно занимались государственными делами, имели высокий авторитет в обществе. К ним обращались в самых сложных вопросах и обстоятельствах за мудрым советом, за молитвенной и действенной помощью. Все это никак не укладывается в рамки иных «благочестивых» представлений о женщине. Но, конечно, те качества, которые отличали святых жен Древней Руси – достоинство и свобода, гармоническое сочетание добродетелей и талантов, масштабность характеров и дел – были лишь следствием огромной работы духа. В этом смысле неважно, где проходили святые жены свое поприще – на вершинах власти или в пустынном уединении и безвестности. Их образы сияют из глубины времен нетленной красотой...


 Некоторые из них сразу избрали иноческий путь, другие прежде состояли в браке, но все они сделали в своей жизни окончательный выбор: всецелая самоотдача Христу, непрестанная молитва, духовное восхождение к неизреченному свету и совершенной радости. Не случайно столь многие из них получили в монашестве имя Евфросиния – «радостная мудрость». Это имя выражает самую суть православного подвижничества.


Радуется женщина, нашедшая утерянную драхму. Безмерно радуется душа, после долгих поисков нашедшая в своей глубине образ Божий, образ «умной красоты». Премудрые русские жены уходили в тесноту молитвенного трезвения, в могильную пещеру покаянного плача, чтобы, подобно женам-мироносицам, обрести во внутреннем опыте Воскресшего Христа.
Поскольку мы употребили такое сравнение, важно было бы понять: что это значит – быть мироносицей? Что такое «миро» на языке духовных реалий?


Жены-мироносицы несли миро не только в сосудах, но и в сердце. Сердце каждой из них источало обильное миро любви, и плача, и радости. К погребальной пещере Христа и к свету Воскресения их вел Сам Дух Любви, Дух Утешитель.
 В таинстве Крещения совершается миропомазание со словами: «Печать дара Духа Святаго». Мироточат иконы. Тела святых источают благовонное миро. Из ран святой мученицы Татианы, например, истекало молоко, благоухая запахом мира. Мироточение – знак присутствия Духа Святаго.


Одна из последних притчей Христа посвящена десяти девам – мудрым и неразумным. Разница между ними – в имении или неимении масла для того, чтобы зажечь светильники к приходу Жениха. Какое «масло» подразумевается здесь? Думается, это масло сродни тому, которое несли в своих сердцах мироносицы.


Маслом умягчают раны, в то же время от него зажигается огонь – тот самый очистительный и преобразующий огонь души, который имеют в виду святые отцы, когда говорят об Иисусовой молитве. Масло означает определенное сердечное состояние, которое источает любовь и связано с непрестанным молитвенным деланием. Поэтому Господь и призывает нас в этой премудрой притче к постоянному бодрствованию. Бодрствованию в молитве... Святые русские жены показали нам высочайшие примеры и обильные духовные плоды такого непрестанного внутреннего труда.
Но возможно ли заниматься им в современных условиях?


 Как утверждают авторитетные православные святители, старцы, наставники последних времен – И ВОЗМОЖНО, И НЕОБХОДИМО. Только под опытным духовным руководством. Ведь надо нам постараться к приходу Жениха оказаться в числе мудрых, а не «юродивых» дев. Кстати, можно заметить, что в словах апостола Петра, обращенных к женщине, указаны основные условия правильного устроения души для творения молитвы Иисусовой. Для нее необходим «сокровенный сердца человек» – погружение ума в сердце, необходим «кроткий и молчаливый дух», то есть покаянное состояние и полное отсечение помыслов. Только на этих путях можно стяжать, как утверждают святые отцы, «нетленную красоту», фаворский свет преображенной личности...

 

                                                     О.Б.Сокурова

Написать комментарий