В ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ АСПИРАНТУРЕ ПРЕПОДАЕТ АТЕИСТ И ФИЛОКАТОЛИК
Предложенный читателю в анонсе отрывок из интервью с В.Г. Сурдиным*, лектором, преподающим в Общецерковной аспирантуре, удивляет, если не сказать настораживает. Кто и что преподает в высшем учебном заведении, осуществляющем подготовку высококвалифицированных кадров для Русской Православной Церкви, в том числе ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов? Ведь именно так характеризуется Общецерковная аспирантура и докторантура на ее официальном сайте. Создана она была относительно недавно, в 2009 году. Ректором учебного заведения является митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Думаем, личность ректора, известного экумениста и реформатора, во многом определяет и в то же время объясняет наличие в Общецерковной аспирантуре преподавателей с такими несовместимыми с Православием убеждениями, как у Сурдина, которые они передают своим слушателям, которые, в свою очередь, как уже было сказано, несут дальнейшее служение в различных церковных областях, включая и пастырскую.
Предлагаем читателю ознакомиться с другими фрагментами интервью, определяющими взгляды Сурдина как преподавателя Общецерковной аспирантуры и одновременно характеризующими само это учебное заведение. Отметим также, что Сурдин - явление, скорее всего, неединичное, не только в указанной аспирантуре, но и в других духовных школах Русской Православной Церкви. Этот предполагаемый факт во многом подтверждается распространением ныне среди духовенства РПЦ экуменических, либеральных и даже просто атеистических идей и мнений.
* * *
- Владимир Георгиевич, это Ваш первый опыт выступления перед церковной аудиторией? Не пожалели, что согласились прийти?
- Вообще, когда меня пригласили читать лекции в общецерковной аспирантуре, у меня были большие сомнения относительно того, стоит ли мне откликаться на такое предложение.
Сам я неверующий человек, семья у меня никаких религиозных традиций не имеет, и к деятельности Русской Православной Церкви я отношусь очень критически – считаю, что Церковь в нашей стране не выполняет той гуманитарной роли, к которой призвана.
Идея заниматься со священниками мне изначально показалась странной. Все-таки я не хочу выступать в роли пропагандиста той организации, деятельность которой я не одобряю. Поэтому я сначала был в замешательстве и даже советовался с коллегами и с родственниками – стоит ли соглашаться. Но потом я понял, что отказаться не имею права.
- Почему?
- Потому что я бесплатно получил образование, сейчас получаю деньги от государства на занятия наукой, и мой долг – делиться теми знаниями, которые я получил. Наверное, так же и врач должен лечить любого пациента, вне зависимости оттого, какие у больного убеждения. Даже преступника врач обязан лечить, просто потому, что тот болен и нуждается в помощи.
По той же причине, я, кстати, иногда хожу выступать на телевидение – хотя я крайне критически оцениваю его уровень. Просто я вижу, что люди нуждаются в информации, и мой долг им ее предоставить.
<...>
- А прежде Вы когда-либо контактировали с верующими людьми, разговаривали со священниками?
- Можно сказать, что нет. Несколько раз я пытался зайти в православный храм, просто чтобы ознакомиться с его внутренним убранством, — и подчас получал крайне негативные эмоции от столкновения с местными старушками. Хотя я человек интеллигентный, был одет прилично и не вел себя вызывающе.
Почему эти женщины чувствуют себя в церкви как дома и позволяют себе быть такими недружелюбными?.. Будто Церковь – это какой-то клуб, в котором нет места посторонним. Несколько раз я так в храме «обжегся» и больше не испытываю желания ходить в церковь. Мне просто противно в православные храмы заходить.
Правда, когда я бываю за границей, я люблю заходить в католические храмы – я ощущаю там атмосферу благожелательности. Там комфортно, тихо, спокойно. Если появится церковнослужитель, то он или не обратит на меня внимания, или спросит, как дела, чем помочь. После посещения католического храма я всегда чувствую позитивный психологический заряд.
<...>
- А как же вопрос происхождения мира, и проблема датировок в истории Вселенной? Современная астрономия в этом не соответствует«Шестодневу»…
- Я думаю, что тут давно уже нет никакой проблемы. Ни один продвинутый священник (а именно такие и сидели тогда передо мной) не будет сегодня призывать к буквальному толкованию Библии. Современные образованные священники, конечно, воспринимают библейский рассказ о сотворении мира как легенду, не более того.
Вообще мне нравится в этом смысле опыт Католической Церкви – католики четко отделили духовную жизнь от вопросов естествознания. Священники занимаются душой человека, но не изучением природы. Ведь невозможно навязать современной науке ту картину мира, которая изложена в Библии. Библия была написана две тысячи лет назад, тогда и ученых-то нормальных не было! Сегодня люди знают гораздо больше, нежели тогда.
<...>
Теория Большого взрыва: можно ли ее считать общепринятой сегодня? Есть ли астрономы, которые ее не принимают?
- В мире сегодня около 12 тысяч профессиональных астрономов. Мне известны только двое из них, которые не придерживаются Теории Большого взрыва – Хэлтон Кристиан Арп в США и Джайант Нарликар в Индии. Фактически это два упертых старичка…
Лично я считаю, что спорить с Теорией Большого взрыва сегодня просто глупо. Все, что мы до сих пор наблюдали на небе, укладывается в рамки этой теории. Все данные по химическому составу планет, по температурам, по излучению говорят в ее пользу… Даже геология Земли соответствует Теории Большого взрыва. Альтернативы этой теории нет.
<...>
- Как Вы считаете, человек выделяется чем-нибудь на фоне остальных природных объектов, есть в нем какая-либо уникальность?
- Нет. Никакой фундаментальной разницы между человеком и животными в принципе не существует. Разница есть небольшая, но она количественная, а не качественная. Просто у человека чуть больше масса мозга. А так — между первыми калькуляторами и современным компьютером гораздо больше разницы, чем между собакой и человеком.
Думаете, почему на морских свинках тестируют фармакологические препараты? Да потому что они, по сути, ничем от нас не отличаются.
- Почему же тогда считается, что на человеке опыты лучше не ставить?
- Тут все относительно – фашисты ведь ставили. И у нас в стране тоже были случаи, когда на людях испытывали препараты…
Я считаю, что любая религия существует лишь для того, чтобы утешать человека, а христианство вообще сформировалось как религия убогих и обиженных.
Материал подготовил Андрей Полунин
________________________________________________
* Владимир Георгиевич Сурдин - астроном, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга. Основные работы посвящены звездной динамике, вопросам происхождения и эволюции звездных скоплений.
Интервью было опубликовано на сайте "Православие и мир" 29.05.2012 г.