ГОТОВ НА СМЕРТЬ, КАК ИСААК И АВЕЛЬ

ГОТОВ НА СМЕРТЬ, КАК ИСААК И АВЕЛЬ

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь (король) Сербский, принадлежал к благочестивому царскому роду, владевшему княжествами Захумле (Захолмье) и Превала, дедом его был Хвалимир, а отцем - Петрислав. Он вступил в управление Сербией во второй половине Х века и правил Зетой и другими областями в Иллирии и Далмации. С детства святой Иоанн-Владимир был наделен духовными дарованиями: кротостью, смирением, благоразумной молчаливостью, отличался богобоязненностью и чистой жизнью, равнодушием к земным благам. Он изучил воинское дело и стал выдающимся полководцем, но продолжал отличаться примерным благочестием, хорошо знал Священное Писание, был милостив к бедным. Благодаря этим качествам ему удалось многих еретиков-богомилов (исповедовавших дуалистическую ересь, происшедшую из древнего манихейства) вернуть в Православие. Как монарх он пользовался всеобщей любовью, которую приобрел мудростью и добротой. Святой Иоанн-Владимир посылал в народ учителей веры, что способствовало утверждению Православия и искоренению лжеучений. В его царствование было открыто много больниц, странноприимных домов и монастырей.

Ведя столь богоугодный образ жизни король Иоанн-Владимир был вынужден непрестанно бороться с внешними (Царь Болгарский Самуил и император Византийский Василий II Македонянин) и внутренними (богомилы) врагами. Однажды царь Самуил напал на сербов с большим войском. Король Иоанн-Владимир уклонился от битвы и обосновался со своей дружиной на высокой горе Облик (или Косогор). Здесь его люди стали страдать от укусов ядовитых змей. Святой Иоанн-Владимир со слезами стал молиться Богу о помощи, и Господь внял его молитве.

Некоторое время царь Самуил не мог нанести поражение осажденным сербам, но местный князь оказался предателем. Когда сербы поняли, что поражение неизбежно, святой Иоанн-Владимир собрал своих людей и сказал им: «Лучше будет, если я положу душу свою за вас и добровольно предам свое тело на смерть, чем вы пропадете от голода и меча». Сказав это, он простился со своими и отдал себя в руки царю Самуилу, который заключил его в темнице города Пресна.

Святой Иоанн-Владимир непрестанно молился в темнице, и ему был послан ангел Божий, который укреплял его дух и предсказал освобождение, а впоследствии мученический венец.

Дочь царя Самуила Косара, или Феодора отличалась милосердием и часто обходила темницы. Она полюбила молодого красивого пленника и умолила отца, который ни в чем не мог ей отказать, отпустить его. Царь Самуил женил святого Иоанна-Владимира на своей дочери и вернул ему трон.

Вернувшись домой, король Иоанн-Владимир предложить Феодоре жить целомудренно, во исполнении заповеди Христовой (Мф. 19, 10-12; 1 кор.7, 29) Феодора послушала его, и так они жили, любя Бога и управляя своим народом со страхом Божиим.

Тем временем произошли изменения в Болгарском царстве. Умер царь Самуил , был убит его сын Гавриил; на престол взошел Владислав - недоброжелатель святого Иоанна-Владимира. Святому Иоанну-Владимиру было видение: он увидел орла, несшего крест. Птица парила над лесами, затем опустилась и положила крест на землю. Блаженный король поклонился кресту и воздвиг на этом месте храм, в котором молился днем и ночью, ожидая мученического конца.

Царь Владислав замыслил присоединить к своим владениям державу святого Иоанна-Владимира и с этой целью позвал его к себе будто бы для заключения какого-то договора. Напрасно Феодора, предчувствуя недоброе, убеждала мужа не ехать. Святой Иоанн-Владимир прибыл в Пресну. Увидев подходившего короля, Владислав выхватил меч и ударил святого Иоанна-Владимира, но не смог причинить ему вреда. Святой сказал ему: «Хочешь убить меня, брат, но не можешь!». И, вынув свой меч, отдал ему, говоря: «Возьми и убей меня, готов на смерть, как Исаак и Авель».
Владислав, помраченный умом, схватил мечь и отсек голову мученику. Обезглавленный Иоанн-Владимир взял свою отсеченную голову, подъехал на коне к храму и сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Убийца бежал в ужасе. Так принял мученическую смерть блаженный Иоанн-Владимир 22 мая 1015 года.

В первую ночь после погребения святого над его могилой был виден чудный свет. Это так напугало Болгарского царя, что он отдал тело святого его супруге Феодоре и разрешил его погребение, где она пожелает. Вдова положила тело мужа в храме во имя Пресвятой Девы Марии в Краине; приняв монашество, она провела остаток жизни вблизи гроба любимого мужа (впоследствии она была погребена рядом с ним).

Царь Владислав погиб при осаде сербского города Драча в начале 1018 года. Ему внезапно явился воин с ликом святого Иоанна-Владимира, а когда он в ужасе бросился бежать, ангел Божий поразил его.

Святые мощи короля Иоанна-Владимира около 1215 года были перенесены в г. Драч, затем в монастырь святого Иоанна в Алюанию. В этой обители, посвященной королю-мученику, было явлено много чудес. Память святого мученика Иоанна-Владимира чтили сербы, алюанцы и греки, называя его чудотворцем и мироточцем. Святому королю мученику вскоре были написаны служба и житие сначала на сербском, затем на греческом языке.
Впоследствии сербский текст был утрачен и Хилендарские монахи Лука и Парфений вновь перевели службу и житие с греческого на сербский. В 1925 году святому мученику Иоанну-Владимиру воздвигнут храм в монастыре во имя святого Наума на Охридском озере, так как Иоанн-Владимир был ктитором этой обители. Нетленные мощи святого князя находятся в его монастыре близ Эльбасана. На иконах святой часто изображается с царской короной на голове, в правой руке он держит крест, в левой - свою голову.


Тропарь мученика Иоанна-Владимира глас 4


Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.


Кондак мученика Иоанна-Владимира  глас 8


Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий