ОТНОШЕНИЕ ЕРЕТИКОВ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ

ОТНОШЕНИЕ ЕРЕТИКОВ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ

Рассуждение , пресвитера и монаха Лиринского монастыря, писанное в 434 г. Теперь может быть спросит кто-нибудь: неужели и еретики пользуются свидетельствами Священного Писания?– Пользуются, действительно, и притом – необыкновенно много. Они, заметь, рыщут по всем книгам Божественного Закона,– по книгам Моисея, по книгам Царств, по Псалмам, по Апостолам, по Евангелиям, по Пророкам. При своих ли, или при чужих, частно ли, или публично, в устных ли беседах, или в сочинениях, в домашних ли собраниях, или в общественных сходках, они никогда почти не говорят о своем ничего такого, чего не старались бы оттенить вместе с тем и словами Писания. Возьми сочинения Павла Самосатского, Прискиллиана, Евномия, Иовиниана, и прочих отравителей, и ты увидишь в них несметное множество свидетельств,– не найдешь почти ни одной страницы, которая не была бы подкрашена и расцвечена изречениями Нового или Ветхого Завета.

Но тем более и должно беречься и опасаться их, чем больше прячутся они под тень Божественного Закона. Они знают, что зловоние их едва кому может понравиться, если оставить его таким, каково оно есть, потому орошаются ароматом глаголов небесных, чтобы тот, кто легко презрел бы заблуждение человеческое, нелегко отвернулся от вещаний божественных...

Потому-то и возглашал Спаситель: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15). Что это за одежда овчая, если не священные изречения, которые пророки и апостолы с овчей безобманностью соткали, как руно, непорочному Агнцу, вземлющему грех мiра? Кто эти волки хищные, как не еретики, которые с своими лютыми зверскими вымыслами постоянно нападают на овчие дворы Церкви и терзают стадо Христово, где только могут, а чтобы незаметнее подкрасться к простодушным овцам, прячут свой волчий вид, не оставляя волчьей лютости...

Но что говорит Спаситель? «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16). То есть, когда начнут они те божественные изречения не только выставлять на вид, но и раскрывать, не только показывать снаружи, но и толковать, тогда почувствуется горечь,.. новаторский смрад, тогда обнаружатся непотребные новшества, тогда уже увидишь, что ограда разоряется, преступаются отеческие пределы, вера вселенская закалается, догмат церковный рвется на куски.

Таковы был те, которых поражает апостол Павел во Втором послании к коринфянам, описывая их: «таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых» (2Кор.11:13). Что значит «принимают вид апостолов Христовых?» Значит: апостолы приводили свидетельства из Божественного Писания, приводили их и они. Апостолы приводили доказательства из псалмов, приводили и они. Апостолы приводили изречения из пророков, точно так же приводили и они. Но когда то, что приводили они подобно апостолам, начали они не подобно апостолам толковать, тогда и открылось отличие подлинных апостолов от мнимых, неподдельных от поддельных, правых от превратных, истинных, наконец, от ложных. «И неудивительно,– продолжает Апостол,– потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11:14-15).

Итак, всякий раз, как только лжеапостолы или лжепророки, или лжеучители приводят изречения Священного Писания, чтобы превратным истолкованием их подтвердить свои заблуждения, они несомненно, по указанию апостола Павла, подражают лукавым ухищрениям руководителя своего, к которым тот, конечно, никогда не прибегал бы, если бы не знал по опыту, что когда надо подвести обольщение непотребным заблуждением, то нет более легкого пути к обману, как ссылка на авторитет слова Божия.

Но откуда видно, скажут, что диавол имеет обыкновение пользоваться свидетельствами Священного Писания?– Читайте Евангелие. Там написано: «Потом берет Его,– то есть Господа Спасителя,– диавол, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "ангелам Своим заповедает о Тебе охранять Тебя на всех путях Твоих, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею"» (Мф.4:5-6; Пс.90:11-12).

Чего же не сделает бедненьким людям тот, кто на Самого Господа напал свидетельством из Писаний? Если,– говорит,– Ты Сын Божий, бросься вниз. Почему? Ибо написано,– говорит.

Мы должны особенно заметить и запомнить заключающееся в этом месте наставление, чтобы, зная такой пример евангельского авторитета, когда увидим, что некоторые приводят апостольские, или пророческие изречения в опровержение вселенской веры, нимало не сомневались в том, что устами их говорит диавол.

В самом деле, как тогда глава говорил Главе, так и ныне члены говорят членам: члены диавола – членам Христовым, вероломные – верным, нечестивые – благочестивым, еретики – православным. Что же именно говорят? «Если ты сын Божий, бросься вниз», то есть, если хочешь быть сыном Божиим и наследовать царство небесное, то «бросься вниз», бросься с вершин Церкви, которая также есть храм Божий,– оставь ее учение и предание.

И если кто спросит какого-нибудь еретика, внушающего ему это: чем докажешь, на каком основании учишь, что я должен оставить древнюю всеобщую веру Вселенской Церкви, он немедленно ответит: «Ибо написано», и тотчас тебе представит тысячу примеров, тысячу доказательств из Закона, из псалмов, из апостолов, из Пророков, чтобы, истолковав их на новый и худой лад, низвергнуть несчастную душу из вселенского ковчега в омут ереси.

Что же касается до тех обетований, на которые указывал вслед за тем диавол, то еретики удивительно как навыкли обманывать ими людей простодушных. Они дерзают обещать и учить, что в их церкви (то есть в скопище их согласия) дается великая, особенная, должно быть, специальная какая-то благодать Божия, так что каждый, принадлежащий к ней, без всякого труда, без всякого усердия, без всякого старания, хотя бы не просил, хотя бы не искал, хотя бы не толкал, пользуется таким благоволением Божиим, что, будучи носим на руках ангельских, охраняем покровом ангелов,– никогда не может «преткнуть о камень ногу свою», никогда не может обмануться.

Св. Викентий Лиринский «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики»

Написать комментарий