На земле — любовь ко Христу, на небе — венец!

На земле — любовь ко Христу, на небе — венец!

Митр. Исидор Никольский. Слово в неделю всех святых.
Святая Церковь созвала чад своих на праздник всех Святых. Конечно, попечительная о душах наших матерь хочет или возобновить в памяти нашей какое либо радостное событие, или преподать полезное для нас наставление. И почему она избрала это именно время для прославления всех Святых? Должна быть какая-нибудь особенная цель. Будем доискиваться.
Прежде всего припомним, о чем ныне читано было в Евангелии; — ибо в дневных чтениях Евангелия большею частию объясняется и начало и цель христианских праздников.
Спаситель сказал в ныне чтенном Евангелии: Кто исповесть Его пред человеки, со дерзновением, не боясь никаких от мира гонений, того и Он исповесть пред Отцем Своим, Иже на небесех, т. е., признает избранным Своим, А кто отвержется Его пред человеки, и постыдится словес Его в роде сем прелюбодейнем и грешнем, т. е., или из угождения миру или из опасения, чтобы не подвергнуться насмешкам и гонениям от сынов века сего, станет подражать их превратным суждениям, беззаконным привычкам и пагубным правилам, забыв, что еще при купели крещения дал клятву, принадлежать душею и сердцем и всею жизнию единому Христу и Его закону: того и Он отвержется пред Отцем Своим, Иже на небесех (Матф. 10, 32-33; Марк. 8, 38).
Далее говорит: Я принес на землю не мир, но меч. Я пришел разлучить сына от отца, дочь от матери (Матф. 10, 34. 36). То есть: Я принес вам учение истинное, чистейшее, небесное, которое может соделать человека блаженным и в сей и в будущей жизни. Но не все ему поверят, и оттого неизбежно возникнут между людьми раздоры, гонения, бедствия, — нарушены будут все связи дружества, родства. Уверует в Него сын: неверный отец сам предаст его на позорище казни. Уверует отец или мать: неверный сын или дочь предадут их мучителям, думая тем угодить Богу.
Итак в Евангелии предсказываются тяжкия бедствия исповедникам Христовым и вечная слава тем, кои будут верны до смерти (Апок. 2, 10).
Не то ли Церковь ныне хочет сказать нам, повторяя слова Спасителя: В мире и вы скорбни будете. Но дерзайте! Христос победил мир (Иоан. 16, 33), и вы силою Христовою можете победить его. Воззрите на небо: вот светлый сонм всех Святых. Они страдали больше вас: но остались верны Господу. Они были такие же люди, с такими же немощами, как и вы: но победили и себя, и мир и ад. И им многими скорбьми подобало внити в царствие Божие (Деян. 14, 22): но что значат страсти нынешняго века пред славою их, хотящею открытися и вам (Рим. 8, 18), если будете с такою же непоколебимою верностию исповедывать Христа, с какою они исповедали!
Что св. Церковь именно с тою целию установила праздник всех Святых, дабы примером их укрепить и утешить нас на скорбном пути к небесной славе, подтверждает и избранный ею для нынешняго дня Апостол.
Св. Павел в послании к Евреям, утешая христиан иерусалимских, подвергавшихся различным бедствиям и гонениям, изчисляет им знаменитых подвижников ветхозаветной Церкви, прославляет самоотвержение, безусловную преданность воле Божией, непоколебимую веру их в обетования, чудеса веры в великих общественных делах их, чудеса веры в избавлении их от мучительной смерти, чудеса терпения их во страданиях, чудеса мужества их во брани с плотию и диаволом, — и заключает: толик убо имуще облежащ нас облак свидетелей, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса (Евр. 12, 1-2). Итак главная мысль Апостола — та же, что и в Евангелии.
Остается нерешенным вопрос: «почему же св. Церковь избрала именно первую неделю по сошествии Святаго Духа для того, чтобы примером всех Святых поощрить нас к терпению в подвигах веры и благочестия, свойственных истинным исповедникам Христа Бога нашего, и в перенесении скорбей, неизбежных для верных Его последователей, ибо вси хотящии благочестно жити гоними будут (2 Тим. 3, 12)?»
Есть, слушатели, особенная цель и в избрании этого именно времени для настоящаго праздника.
Вскоре по сошествии Святаго Духа, одна проповедь апостола Петра обратила к вере во Христа 3.000 душ. Еще проповедь, и еще 5.000 душ познали своего Спасителя, и крестились. Число верующих умножалось со дня на день. Такие успехи христианства не могли не обратить на себя внимания врагов креста Христова. Настало время, когда учение Христово имело воврещи на землю не мир, но мечь. Возгорелась открытая брань света со тьмою. Иудейство и язычество извлекли меч. Пред ними стало малое стадо Господа Иисуса, — безоружные и незлобные поклонники Распятаго, под знаменем Креста. Это брань не людей с людьми: ибо в ней открылось с одной стороны свирепство, какого нельзя было ожидать от людей самых жестокосердых, с другой стороны — мужество и неустрашимость, превышающая силы человеков, самых сильных и небоязненных. Это брань Господа Иисуса Христа противу князя мира, изгнаннаго вон (Иоан. 12, 31), который усиливался одолеть Христову Церковь. Она возгорелась в Иерусалиме, подвигла царства, объяла весь мир, — проникла всюду, где только есть истинные рабы Христовы. Начавшись по пришествии Утешителя-Духа, она продлится до славнаго пришествия Сына Божия — Судии и Мздовоздаятеля праведнаго. Сатане попущено, дабы разсеявал верных, яко пшеницу (Лук. 22, 31); но каждое зерно этой пшеницы на ниве Христовой приносило плод сторицею. Куда только достигали гонимые ужасом мучений христиане, везде падали капища идолов, созидались Христовы церкви.
Мы с изумлением слушаем, когда священное предание повествует нам, каким тяжким страданиям за Христа подвергались мужи и жены, юноши и девы, старцы и младенцы, и с каким веселием они текли на смерть за сладчайшее имя Иисуса Христа. Не должны ли мы удивляться и безконечной благости Спасителя, за кратковременный подвиг увенчавшаго их славою неизреченною и нескончаемою! И когда приличнее воспеть подвиги и славу увенчанных героев веры, как не в то самое время, когда началась славная брань их за Христа и Церковь Его? Когда приличнее указать нам на пример терпения и веры святых, и подкрепить надежду нашу на непреложныя обетования Спасителя, который всем верным сказал: Иже аще исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех?
Недавно мы молились Господу о ниспослании нам Утешителя-Духа. Если кто из нас удостоился благодати Божией: ему предстоит неизбежная брань с врагами Креста и нашего спасения, которая возгорелась по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Миновались времена гонений за имя Христово. Но мир? разве он перестал ненавидеть избранных от мира? Но плоть? разве она помирится с теми, которые хотят распинать ее со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24)? Но диавол? разве он оставит в покое тех, которые решились попрать его власть и посрамить злобу? Нет, — наша брань тем опаснее, что нас открыто не преследуют за любовь Христову, — тем больше требует бдительности, мужества и самоотвержения, что враг спасения нашего старается победить нас и разлучить со Христом не столько гонениями, сколько прельщениями от мира, и что в самой греховной природе нашей он имеет союзника, который не любит заповедей евангельских, и готов поклониться искусителю, только бы насыщалось его корыстолюбие, сластолюбие и гордость.
Чада благодати знают это по собственному опыту. Они легко поймут уроки, которые в нынешнем торжестве преподает им св. Церковь.
Обращая умственныя очи наши к небесным обителям Святых, Христова Церковь учит нас:
1. Не говорите, что природа ваша слаба для того, чтобы, подобно древним подвижникам, с строгою точностию исполнять заповеди евангельския. Человек всегда подвержен был немощам. Одна только леность и нерадение могут оправдываться неспособностию к нравственному усовершенствованию, при тех пособиях, какия подает Спаситель своим исповедникам. Конечно, природа наша слаба, и сама по себе неспособна на дела благия. Но она сильна, когда в немощах ея совершается Божия сила (2 Кор. 12, 9). Не было ни одного человека, который бы своими силами сделался праведником. И неужели кто думает, что нелицеприятный Раздаятель даров только древним христианам щедро подавал Свою благодатную силу побеждать немощи плоти, противустоять обольщениям мира и разрушать козни диавола? Разве не все мы дети единаго Отца, который всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4)? Пример Святых научает нас, к каким великим подвигам веры и святости способен немощный человек всякаго возраста и пола, когда облекается силою свыше (Лук. 24, 49).
2. Напрасно также стал бы кто-нибудь ссылаться на трудность общественных своих занятий и мирския отношения, будто затрудняющия в исполнении заповедей Христовых, будто требующия, по приличию, применяться к общественному мнению и привычкам, — будто несовместимыя с требованиями закона веры. Други мои! разве в каком либо звании общественном стыдно быть добродетельным и благочестивым? Разве есть такия отношения между людьми, где нужно поступать не по совести? Разве непостоянное мнение людей более заслуживает нашего уважения, нежели правила, самим Богом установленныя? В сонме Святых вы видите и царей, и пастырей, и судей, и воинов, и господ, и рабов. Верно общественныя занятия и отношения не препятствовали им творить волю Спасителя и содевать свое спасение! Не тогда ли напротив общественныя наши занятия и бывают благодетельны для общества, когда все дела и намерения наши проникнуты духом закона Божия? Не те ли отношения и облагороживают членов общества гражданскаго или семейнаго, которыя сообразны с учением Господа, с высоким званием раба Христова? Не в том ли заключается и счастие и радость и довольство наше, когда и совесть нас не упрекает, и труд утешает, и суетность не развлекает, не питает страстей, не мучит? А этого достигнуть не иначе можно, как постоянным исполнением заповедей Христовых.
3. Правда, — ревнителю благочестия трудно ужиться с миром. Этого сам Христос не скрывает от учеников Своих. Аще мир вас ненавидит, — говорит Он, — ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Иоан. 15, 18-19). Что жь из того следует? Ужели не должно угождать Богу, если нельзя вместе работати Богу и мамоне (Матф. 6, 24)? Не так разсуждали угодники Божии. Они не затруднялись в выборе — Богу ли служить, или миру? Знали, что их на пути Христовом лишения и скорби ждут (Деян. 20, 23), и, укрепляемые благодатию, с веселием текли на предлежащий им подвиг. О, мне не поверили бы, если бы я стал изображать строгость жизни, которой они добровольно себя подвергали, — поругания, которыя терпели от мира, — страдания, кои перенесли за Христа, — да, мне не поверили бы, если бы самая слава Святых не доказывала справедливости сказаний о их подвигах! Что ж их укрепляло на этом многотрудном поприще? На земле — любовь ко Христу, на небе — венец!
И для вас, христиане, уготованы те же награды. И вам Спаситель вещает: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Темже убо и мы, — увещавает апостол Павел, — толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса, Его же благодатию и молитвами всех Святых Его, да сподобимся быть подражателями их веры и благочестия на земли, чтобы разделять с ними нескончаемую радость на небеси! — Аминь. 
Источник: Слова и речи Синодальнаго члена, Высокопреосвященнейшаго Исидора, митрополита Новгородскаго, С.-Петербургскаго и Финляндскаго. — СПб.: Издание редакции духовнаго журнала «Странник», 1876. — С. 155-164. 


Написать комментарий