НО ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ПРЕДАЛ АРИАНСТВО СНОВА АНАФЕМЕ

НО ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ПРЕДАЛ АРИАНСТВО СНОВА АНАФЕМЕ

Память святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского празднуется Православной Церковью 27 августа/9 сентября
Святитель Осия (или Осий, Hosius) родился около 259 года в римской Испании, где к этому времени христианство уже прочно утвердилось.

 

Сей преподобный, удалившись от мирских удовольствий и, украсив себя всякими добродетелями, был назначен в 90-х гг. III века на епископскую кафедру города Кордубы (Кордовы). Святитель. Осия присутствовал на Соборе в Эльвире (ныне Гранада), состоявшемся в начале IV века. В гонение Максимиана Осия претерпел мучения за веру Христову.


Более 60-ти лет святитель Осия служил в епископском сане и стал одним из самых уважаемых пастырей Церкви. Его духовность и мудрость произвели глубочайшее впечатление на Константина – сына правившего западной частью Римской империи Констанция Хлора. После смерти Констанция в Йорке 25 июля 306 г. его войска провозгласили императором Константина. Вскоре Святой благоверный царь Константин Великий призвал святителя Осию ко двору.


В 313 г. в Медиолане (Милане) Константин и правитель Востока Лициний издали эдикт о веротерпимости ко всем религиям и о восстановлении всей собственности христиан, как личной, так и церковной. В 313 г. Осия повез от императора денежное пожертвование Карфагенской Церкви. Император глубоко почитал его и сделал своим приближенным советником по церковным вопросам. Так, он был главным советником Константина в суде над раскольниками-донатистами.


Когда в Александрии возникла ересь пресвитера Ария, начавшая вскоре распространяться на востоке империи, Константин отправил святителя Осию в Александрию в качестве посредника для урегулирования незначительного, как первоначально казалось императору, богословского спора. По-видимому, святитель Осия также не был осведомлен о догматическом смысле возникшей полемики. Но, прибыв в Александрию (в начале 324 г.), он осознал, в чем состоит сущность и опасность арианства. Святитель Осия всецело встал на сторону осудившего Ария епископа Александрийского Александра. Потом Осия направился в Сирию, чтобы проверить причины поддержки Ария влиятельным епископом Евсевием Кесарийским (знаменитым церковным историком) и его сторонниками. В Антиохии под председательством святителя Осии состоялся Собор, на котором Евсевий и его единомышленники были запрещены в служении до рассмотрения их дела «великим и святым Собором». Святитель Осия разъяснил императору, что речь идет о самой сути христианской веры, настоял, чтобы святой Константин созвал Вселенский Собор, он был инициатором созыва Собора. Изначально такой Собор планировалось провести в Анкире, но затем император Константин перенес место его проведения в Никею. Здесь и состоялся в 325 году I Вселенский Собор.


Вероятно, святитель Осия – один из старейших и наиболее уважаемых епископов – был и председателем Собора. В числе участников I Вселенского Собора были великие святители, подвижники и исповедники веры: святые Спиридон Тримифунтский, Евстафий Антиохийский, Ахиллий Ларисийский, Павел Неокесарийский, Иаков Низибийский и другие. Епископа Александра Александрийского сопровождал на Собор диакон Афанасий, который «с дерзновением восставал против нечестия Ария». Впоследствии Афанасий сам был возведен на Александрийскую кафедру. Он вошел в историю Церкви с почетным наименованием «Великий».


По мнению ряда церковных историков, именно святитель Осия после консультаций с епископом Александром Александрийским и его диаконом Афанасием посоветовал императору Константину внести в соборное вероопределение слово «единосущный» (ομοουσιος) что и было осуществлено.


Вскоре после Никейского Собора началась т. н. «антиникейская реакция». Сторонники арианства стремились подчинить императора своему влиянию. По-видимому, в этот период святитель Осия был отослан в Испанию.


После кончины святого Константина Великого восточной частью империи стал управлять один из его сыновей – Констанций (337-361), арианин. Ненависть ариан вызывал в первую очередь великий защитник православного учения о Сыне Божием против лжеучения Ария святитель Афанасий Великий (328-373). Осия Кордовский наряду с другими православными епископами твердо защищал святого Афанасия от преследований ариан. Так, святитель Осия председательствовал на Сардикийском Соборе (343-344 гг.), поддержавшем Афанасия Великого.


После того, как в 350 г. Констанций стал единоличным правителем всей империи, он стал принуждать не только восточных, но и западных епископов к осуждению святителя Афанасия. Епископам угрожали ссылкой и даже казнью. Папа Римский Либерий (Ливерий) был отправлен в ссылку во Фракию за отказ осудить Афанасия Великого на Медиоланском Соборе 355 г. Когда Констанций стал увещевать святителя Осию подписать осуждение Афанасия, святитель отвечал: «Государь, я претерпел мучения за веру при Максимиане; я готов страдать и теперь; но не подпишу осуждения Афанасия, которого Церковь признала правым». Святителя Осию, который был уже столетним старцем, арестовали и отправили в г.Сирмий, где тогда находилась императорская ставка.


Под давлением Констанция арианство временно восторжествовало и на Западе. В августе 357 года был издан императорский декрет о вере, так называемая 2-я Сирмийская формула. В числе подписавших это арианское вероопределение вместе с епископом Лиссабонским Потамием был и святитель Осия. Угрозами, темницею и насилиями он принужден был подписать арианское исповедание и, возвращенный затем в Кордову, скончался в 359 г., но перед смертью предал арианство снова анафеме.


Уступки арианам не перечеркнули прежних заслуг выдающихся архипастырей. Святитель Осия, как уже было сказано, перед смертью предал арианство анафеме. Папа Либерий, как говорится в его житии, «принес глубокое раскаяние в своем поступке по примеру святого Апостола Петра, который искренним раскаянием загладил свое отречение от Господа». И епископ Осия, и папа Либерий скончались в мире с Церковью и были причислены к лику святых.

 

Из библиотеки «Халкидон»



Написать комментарий