СОВРЕМЕННОЕ

СОВРЕМЕННОЕ "ИСКУССТВО" ЦЕННОСТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: интервью с искусствоведом Григорием Салиным

Расскажите, пожалуйста, о себе. 

Меня зовут Салин Григорий Герасимович, родился я в 1949 г., в Оренбургской области. С детства участвовал в художественной самодеятельности. В 1968 г. поступил в Ленинградский культурно-просветительный институт имени Крупской на театральный факультет. После окончания института в 1972 г. я был направлен в Салехард, где прожил до 1989 г. 

А как же вы пришли к искусствоведенью? 

В институте у нас были уроки истории искусств. Они производили на меня особо сильные впечатления. Моим хобби в институте было посещение музеев, галерей. Я обошел все музеи Ленинграда: побывал в Павловске, в Петергофе, Эрмитаже, Русском музее. После окончания института шел по театральному направлению, но меня сильно влекло к искусствоведенью. Поэтому я в конце 70-х г.г. поступил в институт имени Репина на искусствоведческий факультет. Обучался на заочном секторе. В 1982 г. окончил обучение и начал работать с детьми. В 1989 г. я переехал в Ханты-Манскийский автономный округ, в г. Отрадный. Там возглавил детскую художественную школу, которой руковожу до сегодняшнего дня. 

А как вы поверили в Бога? 

У меня родители верили в Бога и родственники. Через них и я уверовал. Всегда, даже в советское время верил, что Бог есть. 

В Китае есть одна вокально-инструментальная группа. В своей песне «К русскому народу» они поют: «О великий, но малочисленный северный сосед! Земли твои плодородны и просторны. Недра полны нефтью, газом, углем и золотом. Но твоя армия слаба. Дети твои несчастны. Твоя культура низка и не развивается…». Как вы можете прокомментировать заявление китайских товарищей по поводу нашей культуры? Согласны ли вы с тем, что наша культура низка и не развивается? Уступает ли она китайской культуре? 

А зачем же они все здесь учатся: в Репинском институте и в других наших художественных ВУЗах? И музыке они все здесь учатся. Действительно, Китай имеет древнюю культуру. Китайцы изобрели бумагу, порох и некоторые другие необходимые вещи. Но у них есть такая пословица: «Если часто оглядываться назад, можно споткнуться». Эта пословица как раз подходит к данному случаю. Слишком пристально вглядываясь в свое прошлое, китайцы упускают из вида многие существенные моменты. 

А в каком состоянии у них находится изобразительное искусство? 

У них, как и в Японии, хорошо развита гравюра, графика, шелкография. Но масляная живопись у японцев появилась лишь в начале XX в. А у китайцев еще позже. В то время, как у нас масляная живопись появилась в начале XVIII в. А к концу XVIII, началу XIX в. живопись у нас уже настолько была развита, что этот период в искусствоведении называется золотым веком русской культуры. И это касается не только живописи, но и скульптуры, архитектуры, поэзии, литературы, музыки. Выдающееся значение русской культуры признано во всем мире.

Потом если у нас низкая культура, то зачем же они приглашают к себе наших педагогов, которые во множестве сейчас трудятся в Китае? Зачем они партиями покупают картины наших художников?

Да, они научились хорошо копировать. Они уже скопировали весь Эрмитаж. Но историческая живопись у них развита слабо. В этой отрасли культуры они не идут ни в какое сравнение с русскими художниками. Да у них в советское время так же был свой соцреализм. Они писали Мао Цзэдуна и прочих вождей китайской компартии, их подвиги. Но какое отношение имеют эти картины к подлинному искусству? Нет, заявление китайских товарищей не соответствует действительности. Им лучше бы заняться бревном в собственном глазу, чем искать соринки в чужих. 

А как вы относитесь к абстракционизму? Какое художественное достоинство имеет «Черный квадрат» Казимира Малевича? 

Там нет ни рисунка, ни композиции, ни живописи. Дайте линейку и карандаш любому ребенку и он вам нарисует черный квадрат. Тут скорее феномен не художественный, а искусствоведческий. Если бы искусствоведы не писали о нем глубокомысленных трактатов, то через несколько лет про него никто бы и не вспомнил. То же самое можно сказать и о современном искусстве вообще. Художественной ценности как таковой оно не представляет. Держится лишь за счет рекламы. Кому-то выгодно культивировать такое псевдоискусство. Одна зарубежная журналистка пишет: «У «Моннализы» Леонардо да Винчи современные врачи нашли до десяти заболеваний, но поскольку все восхищаются этой картиной, как ты один можешь ей не восхищаться?». Так и с современным искусством. Создано общественное мнение, что это якобы шедевр и как ты можешь им не восхищаться? Но на самом деле восхищаться нечем. Король-то голый.

 Последний вопрос. Что бы вы пожелали нашим читателям? 

Желаю всем мира радости и спасения. 

Спасибо.

Написать комментарий