НА ЛУКАВЫХ ЖЕН

НА ЛУКАВЫХ ЖЕН

Слово поучительное прп.Ефрема Сирина. Нет зверя подобно жене лукавой и нескромной на язык. Что страшнее льва между четвероногими, или лютее змия между пресмыкающимися? Однако же ничего не значат они в сравнении с лукавою женой. А что лев и змий уступают ей в злобе, свидетельствует о том и Премудрый, говоря: лучше жити со львом и змием, неже жити с женою лукавою (Сир.25:18). Львы не осмелились коснуться Даниила во рве, а Иезавель предала смерти Навуфея. Кит сохранил Иону во чреве, а Далида, остригши волосы у Сампсона, предала его иноплеменникам. Драконы, аспиды и змеи трепетали Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время вечери. Враны питали Илию на горе, а Иезавель за низведение дождя гнала его, ища смерти: и убоявшись, Илия бежал в пустыню, простиравшуюся на сорок дней пути, и изнемогши духом, просил себе смерти, говоря: Господи Боже, довлеет ныне, возьми от мене душу мою, яко несмь аз лучший отец моих (1Цар.19:4). Увы, Пророк убоялся жены! Кто устами своими держал дождь в целой вселенной, кто словом низводил огонь с неба, и молитвою воскресил мертвого, и тот убоялся жены. Никакое зло не сравнится с лукавою женой; слово мое подтверждает и Премудрый, говоря: несть главы, паче главы змиины, и нет злобы выше злобы женской (Сир.25:17.1). О, какое это зло, и самое острое оружие диавольское! Ибо чрез жену в начале развратил диавол Адама в раю, чрез жену заключил Иосифа в темницу, чрез жену побудил Давида к коварному убийству Урии, чрез жену премудрейшего Соломона довел до преступления, чрез жену гнал Илию, чрез жену ослепил Сампсона, и усекнул Предтечу Христова. Чрез жену всех доводит до падения, всех бесчестит, всех убивает, всех позорит, всем досаждает; потому что жена безстыдная никого не щадит, ни иерея ни стыдится, ни Пророка не уважает, ни седины не чтит. О, какое всякого зла злейшее зло – лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она – сугубое зло, нестерпимое животное, неисцельная болезнь, неукротимый зверь. Знаю, что аспиды, если их приласкают, делаются кроткими, и львы и барсы, привыкнув к человеку, бывают смирны, но лукавая и бесстыдная жена, если оскорбляют ее, бесится, если ласкают, превозносится. Если муж у нее начальник, ночь и день, подстрекая его своими словами, поощряет его к беззаконному убийству, как Иродиада Ирода. Если муж у нее бедный, побуждает его к гневу и ссорам. А если она вдова, сама без помощи других безчестит и чернит всякого, потому что не обуздывает языка Божиим страхом, не смотрит на будущий суд, не возводить взоров к Богу, не умеет хранить законов дружбы.

Жене лукавой ничего не стоить собственного мужа своего отдать на смерть. Ибо и праведного Иова собственная его жена отдавала на смерть, говоря: рцы глагол некий ко Господу, и умри (Иов.2:9). Какое лукавое произволение! Какая нечестивая мысль! У мужа внутренность как на угольях горит от множества гнойных прыщей, и вся плоть кипит червями, но она не преклонилась к жалости, видя, что муж ежеминутно стенает и мучится, что раны его непрерывно открыты; не смягчилась, не пришла в сострадание, смотря на то, что одевавшийся прежде в царскую багряницу, теперь на гноище сидит нагой и гнойный; не вспомнила о дружбе и близости с ним князей, о том, сколько сама чрез него возвеличена и прославлена, но говорит: рцы глагол некий ко Господу, и умри. Какая женская милость! Какое болезнетворное мягчительное средство! Какая супружняя дружба! Не достаточно было для него временной болезни; она готовила ему и вечное мучение за хулу.

Хочешь ли видеть подобную ей в этом лукавстве жену? Посмотри на Далиду, как она, остригши и связав своего мужа, предала иноплеменникам часть самой себя, своего сожителя, которого лелеяла, лобызала, пред которым лицемерила, что любит его больше самой себя, которого действительно вчера любила, а сегодня обманула, вчера лелеяла любовью, а сегодня своим обманом предала погребению. И верно не был он красив? Но кто прекраснее того, кто на голове носил седмь кудрей во образ седмилучной благодати? И верно не был он мужествен? Но кто мужественнее того, кто один на пути поразил страшного льва и одною ослиною челюстью низложил тысячу иноплеменников? Но при этом он столько был и свят, что однажды при недостатке воды, томясь жаждою, помолился, и из мертвой челюсти, которая была у него в руке, истекла вода, и он утолил ею жажду. И такого святого, такого прекрасного, такого мужественного низложила собственная жена его, и связав, как врага, предала иноплеменникам, а они, ослепив, сделали из него посмешище. И кому ни львы, ни иноплеменники не в силах были противустать, того низложила собственная жена его. Как же могла она это сделать? – Воспользовавшись добротою мужа; потому что ночью, лестью похитив у него тайну его силы и обнажив, предала на смерть. Посему-то Пророк повелевает нам: от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что (Мих.7:5). Скажи же мне, какой зверь поступал когда так с подобным себе другого пола? Какая змея захочет погубить своего сожителя? Какая львица предаст на смерть мужа своего? Так истинно, что нет злобы выше злобы женской.

Итак, кто имеет у себя лукавую жену, тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония. Премудрый говорит, что лукавая жена дана будет мужу грешному.

Сказано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова в сердце своем (Мф.5:28). Подлинно, страшное предостережение, и много нужно трезвенности.

Если хочешь избежать такой страсти и этого зверя, послушай, что говорит Приточник: Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная (Притч.4:26); да не победит тя доброта похоти, ниже уловлен буди ея очима: ниже да совосхитишися веждами ея. Жена бо мужа честную душу уловляет (6:25.26). Ныне убо, сыне, послушай мене: да не уклонится в пути ея сердце твое, и да не прельстишися в стезях ея. Многих бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть (7:24.25.26). Да не устремляется на нее око твое, но беги прочь, и не медли. Посему, когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты, и какую-то искусственную выразительность в лице, и она распаляет твой помысл, и усиливает в тебе вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление – земля, что воспламеняющее тебя – пепел; и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись, принеси покаяние.

Из творений прп. Ефрема Сирина

Написать комментарий