О ПЕЧАЛИ, СКОРБЯХ И ТЕРПЕНИИ ИХ

О ПЕЧАЛИ, СКОРБЯХ И ТЕРПЕНИИ ИХ

Наставления старца архимандрита Феофана Новоезерского

Надобно и скорби то претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так, просто, приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не до­стигли еще смирения, терпения. Он обещался не забывать нас: «придите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы» (Мф.11, 28).

Господь Бог нас утешает, а мы все своем творим; надобно за что-нибудь царствие небесное получить. Ежели преодолеем скорбь какую, вот мы и сделаемся как бы мучениками.  Которые и из мучеников не терпели мук, те так и пропали, а которые все претерпели, те прославились.

Вы увидите сестрицу вашу в монашеском образе, с переименованием Ф. Святая Церковь хотя и малое по­стрижение почитает за Ангельский чин. Итак, сестрица ваша в Ангельский чин включена и имя ее написано на небесах. Даруй, Боже, начатое святое дело свято и совершить. Радуются Ангельские чины о включении ее в их чин; а сам Господь Бог, в награду, дает ей наследие в царствии Своем небесном не временное, а вечное. Она счастлива; думаю, и вы тоже заключите.

О болящем ногою человеке постараться бы, нет ли способа к уврачеванию? Бог дал средства. А ежели ни­что не помогает, то, может быть, за грехи наказуется, чтоб исправил жизнь свою. Судьбы Божия – бездна многа. Должно болезнь претерпеть с благодарением.

Не скучайте приключившимися прискорбиями; скорбь терпение соделовает (Рим.5:3). Мы сами собою ничего хорошего и угодного Господу Богу не можем сделать, а должно просить Его Божественной помощи для исправления нашей жизни, мыслей и желаний, к благоуспешному совершению начатого нами путешествия к вечному покою. Наше житие на небесех есть (Филип.3:20). Не отчаивайтесь в милости Божией. Просите Его благость, чтобы споспешествовал Он положить благое начало, любить Его, яко премилосердого Отца и Ему угождать, Ему посвятить свою жизнь; чтобы Он был помощник в кротости, в смирении, в терпении, в любви, в незлобии и прочих добродетелях, а паче в молитве, чтобы мы никаких посторонних мыслей не имели, а только мысленные очи возводили ко Господу и себя почитали землею и прахом.

Я прошу благость Божию, чтобы не лишил вас благих своих, как в здешней, так и в будущей жизни. Вы находитесь в горестном отягощении. Вспомните Пострадавшего спасения ради нашего, Кто Он таков был? Сын Божий и истинный Бог: чего в здешней жизни не претерпел? Святой апостол Павел упоминает и нам (ко Евр. глава 12) «терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальница веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпел крест: да нестужаете си душами своими ослабляемы».

Даруй Боже вам совлечься ветхого человека, и облечься в нового! Ветхий человек во искушении, в расстройстве, а новый в терпении и в великодушном уповании на благодать Божию. Ваше письмо наполнено смущения и боязни; по слову святого Давида: «тамо убояшася страха, идеже не бе, страх». Св. пророк Иона хотел уйти от лица Господня, но что пострадал? пожрен был китом, но когда, признав свое согрешение намерение его бежать в Фарсис против воли Божией, обратился в сокрушении сердца и воззвал от чрева китова: «возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя, и внегда скончаватися душе моей, Господа помянух». Какая ему надежда была избавиться от совершенной погибели? по нашему мнению, дело невозможное: но Господь повелел киту, и без вреда он извергнул Иону, и принужден исполнить волю Божию: идти в Ниневию проповедовать прещение Божие, чтобы покаялись. Вы, мать Феофания, малодушествуете на подобие Ионы. Господь Бог призвал вас в преддверие небесное, в святую обитель но маленькие прискорбия приводят вас в отчаяние, и говорите или мыслите: зачем вступила, в обитель? и так противитесь воле Божией. Вам бы должно сказать себе: «Бог призвал меня послужить Ему во временной сей жизни, и как я противиться могу воле Божией?» Временная жизнь нам известна, что она есть искушение. Сам Христос Сын Божий нам оставил пример; чего Он не пострадал в здешней жизни? а потом Апостолы и св. мученики? то, сравнив наше, искушение противу их, как можем сказать, что «в отчаяние от нетерпения прихожу?» Мы должны благодарить Господа, что живем в спокойствии и никакого бедствия не видим, кроме собственных наших грехов; против сего зла должно все силы свои употреблять, очистить душу и тело от всякой скверны.

Терпеть без смущения – благоприятная Богу жертва.

Не огорчил ли я вас своими словами? Но слова мои были внушаемы вам к славе Божией, к понесению терпения и ига, возложенного на вас от Бога. Христос Сын Божий уверяет нас, что иго Его благо и бремя его легко есть. Прошу вас утешать, сколько Господь поможет и вдохнет в сердце ваше, прилепившихся к вам любовью, по духу сущих младенцев. Заведете обители вашей богоугодное: Бог призирает с высоты славы своей на смирение ваше и не оставит своим промыслом во всех ваших требованиях; просите Его помощи против всякой неугодной Ему мысли, и услышит: Он волю боящихся Его исполняет и спасает во время печали, скорби и уныния. Уныние есть грех смертный, потому что происходит от ада; в вечерних молитвах мы просим Бога, чтоб уныние бесовское далече отогнано было святыми Его Ангелами.

Чем мы пользуемся и здесь, и этого недостойны; надобно за все благодарить Господа; когда будет на трапезе какой либо недостаток или скорбь, тогда вспомните, какие нужды и скорби претерпевали святые, но за все благодарили Бога!

Зри: Тесный и прискорбный путь ведет в жизнь вечную. А в чем теснота? Претерпеть когда обидят, оскорбят, осмеют или не любят тебя. А пространный и широкий путь ведет в пагубу. Не смотри и не замечай чужие недостатки, а только знай свои. Иногда мы и не думаем о том человеке, которого пренебрегаем, а он угодил Богу более всех; ежели один угодит Господу, то может умолить и о всех.

Господь наказует нас, любя: «Егда наказание терпите, аки сыновом вам обретается Бог; биет же всякого сына, егоже приемлет». А в чем состоит это наказание? В попущении искушений: когда обидят тебя, оскорбят уничижат, все это должно претерпеть и молиться: «Господи! даждь ми терпение!»

Ежели понесешь недостаток в чем нибудь и претерпишь, за сие будешь награждена от Бога, Он всеведущ; ничего не оставит без награждения, за малейшую черту, за полезное слово и дело, за все будешь награждена Он все видит и знает.

Одному монаху показалось, по его мнению, что его не любил один брат и он пошел в другой монастырь; там не полюбили его три брата; он и оттуда ушел, а в третьем еще более; и так он возвратился в первый монастырь и написал на хартии, или на бумаге: «Терплю Бога ради». И когда его чем нибудь оскорбят, он вынет сию записочку и прочитает: «Терплю Бога ради». Братия, заметивши сие, подумали, нет ли у него какого волхвования и донесли о том настоятелю. Игумен, призвавши его, велел ему громко прочитать написанное, и нашли только сии слова: «Терплю Бога ради». Бог велит нам: терпи, а враг говорит: не терпи. Если исполнишь волю Божию, то Он отверзет нам двери Царствия небесного. «Претерпевый до конца, той спасен будет». Монашеским чином пополняется отпадший чин ангелов! Почитайте за великое счастье, что Бог привел вас в монашество и будьте усердны.

Мы бегаем скорбей; а святые-то скорбели о том что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них? Надобно и скорби-то претерпевать с благодарением. Мы думаем, что скорби так, просто приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения.

Не думайте, чтобы Господь Бог не призирал на ваши труды, на ваше терпение: Он на все доброе призирает, и если поживете так, не оставит вас. Потрудитесь, и Господь Бог успокоит вас.

Архим. Феофан Новоезерский. «Наставления»

Написать комментарий