Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(25-07-2012, 00:06)

ДА СТРАШИМСЯ, БРАТИЯ, СОБЛАЗНА

Русь-Фронт - информационно-православный вестникБеседа Филарета (Дроздова). Не ктому убо друг друга осуждаем: но cиe паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна. Рим.XIV:13.

В житии Богоноснаго Отца нашего Сергия находим, что Он, во время своего Игуменства, услышав однажды изшедшее из уст брата его Стефана, слово любоначалия: кто есть Игумен на месте сем? не аз ли прежде седох на месте сем? – немедленно вышел из обители, чтобы поселиться на другом удаленном и сокровенном месте. Очевидны в сем поступке терпение, кротость и смирение Святаго. Но вот что недоуменно: почему не вразумил он брата, по долгу Игумена? Как, за одного человека, оставил всю братию и служение, в которое поставлен священною властию? – Есть особенные пути Святых, пред которыми все должны благоговеть, поелику они особенною благодатию Божиею управлены, и оправданы в своих последствиях; но которым не всякой имеет право последовать, потому что было бы дерзновенно, если бы каждый стал приписывать себе туже благодать. Таков случай, теперь разсматриваемый.

Если у отца сын или у начальника подчиненный безчинствует: берегитесь молчать, и оставлять его без обличения и исправления. Вспомните грозное прещение и наказание, которым за небрежение сего рода Бог поразил несчастнаго Илия: отомщу Аз на доме его до века в неправдах сынов его, о нихже ведяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.III:13). Если от какого нибудь искушения или неудовольствия приходит тебе желание бежать от места, на котором ты поставлен законною властию: остерегись; может случиться, что вину своеволия понесешь; от зла путем своего произвола не избегнешь, и преследуемаго тобою спокойствия не уловишь.

Но если Святый Сергий в известном случае, не по сим обыкновенным правилам действовал: то по каким же? Ибо святому по святым правилам действовать надлежит. Мы уразумеем дело его, если приложим к его поступку правило Апостола: cие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна. Видел прозорливый Сергий, что не удобно было прямо обличить любоначальствующаго; потому что в сем случае обличение казалось бы препирательством за Начальство, и вид личной распри между Игуменом и старшим по нем, и притом между родными братиями по плоти, был бы не без претыкания и для прочих братий обители.

В сих трудных обстоятельствах премудрый Старец нашел средство, не только не положить претыкания с своей стороны, но и положенный другим соблазн уничтожить. Он никому не сказал о поступке брата, и своим удалением от начальствования подал и сильнейшее врачевство против страсти любоначалия. Бог же, оправдывая путь Угодника своего, чрез его добровольное изгнанничество паче прежняго утвердил в любви к нему братию его первоначальной обители, и возвратил его к ней властию Святителя Алексия.

Вот примечательное указание на важность Апостольскаго правила: еже не полагати претыкания брату или соблазна. Святый пример да возбудит нас к деятельному наблюдению онаго в нашей жизни.

Но что такое претыкание? Что такое соблазн? – Если ты идешь, и об камень, лежащий на дороге, внезапно ударяешься ногою, от чего происходит замешательство движений и опасность падения: в таком случае камень есть для тебя претыкание. Сей чувственный образ переносит Апостол к душе: ибо он заботится конечно не о претыкании на дороге, но о претыкании в жизни нравственной и духовной. Притом, он различает от претыкания соблазн, без сомнения, как нечто более тяжкое, как причину не только преткновения, но и падения. Претыкаемся – в мыслях; падаем в делах. Претыкаемся – сомнениями, ложными мнениями, смущением помыслов и разстройством чувствований душевных; падаем – во грех, в преступление. Если мы пред ближним нашим говорим такия слова, или делаем такия дела, которыя произведут в нем худые помыслы и разстройство душевное; то мы полагаем ему претыкание: если нашими словами или действиями даем ему повод, побуждение, поощрение ко греху; то полагаем ему соблазн. Итак притчею изображенное увещание Апостольское: еже не полагати претыкания брату или соблазна, означает то, что мы должны тщательно наблюдать, чтобы ни словами, ни делом, не подать ближнему повода, побуждения, поощрения к худым помыслам, к душевным возмущениям и движениям страстей, и наконец к самым делам греховным.

Для точности учения различим еще виды соблазна, по его предметам. Предметом соблазна могут быть дела не только греховныя, но и позволительныя, и даже святыя.

Не ужели, скажете, и святыя дела могут быть предметом соблазна? Могут, без сомнения: поелику о сем свидетельствует непогрешительное Слово Божие. Что может быть святее, как проповедывать людям спасительное учение о Христе Распятом? Но сие было

предметом соблазна, как сказует Апостол: мы проповедуем Христа распята, Иудеем соблазн (1Кор.I:23). Это соблазн не от проповедующих, которых дело было чисто и свято, а от самих соблазняющихся, которые из спасительнаго для верующих учения о Кресте, мудрованием плотским, гордостию и неверием извлекали для себя вещество соблазна, подобно как паук извлекает яд из цветка, дающаго пчеле мед. Из сего примера не трудно вывесть правило, как должно поступать в отношении к соблазну сего рода. Если бы Апостолы, убоясь соблазна Иудеям, не стали проповедывать Христа распята: то мир не услышал бы спасительнаго учения, и не спасся бы. Итак очевидно, что им должно было творить дело, приносящее спасение миру, и не изменять своего действования для людей, которые сами себя соблазняют, и сами себя погубляют. Соблазн Креста не совсем кончился, братия; случается и ныне, что чада мира и плоти возмущаются при виде сильнаго и решительнаго стремления к делам духа и к мудрованию Христову, крестному. Не сюда относится Апостольское предостережение против соблазна. Да делаем свободно дела святыни и спасения. Плоть да не будет судиею духа. Мир да не предписывает законов делу Божию.

Что дело позволительное может быть предметом соблазна, сие можно усмотреть из следующих изречений Святаго Апостола Павла. Брашно нас не поставляет пред Богом; ниже бо аще ямы, избыточествуем, ниже аще не ямы, лишаемся (1Кор.VIII:8). Нет нужды входить в разбирательство, к какому случаю, и к какому употреблению пищи относится сие изречение: то ясно, что Апостол говорит здесь о употреблении пищи, как деле, не заключающем в себе ни особеннаго достоинства, ни особенной виновности пред Богом, следственно говорит о деле позволительном. И о сем самом деле он говорит далее: аще брашно соблазняет брата моего: не имам мяса ясти во веки, да не соблазню брата моего (13). В сих словах, вместе с указанием на соблазн от дела позволительнаго: аще брашно соблазняет брата моего, находим и особенное правило предосторожности против сего рода соблазна: не имам мяса ясти во веки, да не соблазню брата моего. Удивительное соединение силы увещания с кротостию совета! Как строг святый Павел к самому себе, когда дело невинное запрещает себе на веки, чтобы не соблазнить брата однажды; и как сильно сею строгостию к себе, побуждает и других к предосторожности против соблазна! С тем вместе как он снисходителен к поучаемым, когда не заповедует им не ясти мяса во веки, да не соблазнят брата, но строгость запрещения обращает на себя, а другим предоставляет последовать его примеру, сколько могут.

Что дела греховныя бывают предметом соблазна, сие не требует ни доказательства, ни объяснения. Только для нашей невнимательности, может быть, не излишне заметить, сколь обыкновенно грех сопровождается соблазном, и чрез соблазн размножается; как длинна бывает цепь, как обширен круг соблазнов, которые влечет за собою, и распространяет от себя, один грех. В книге Судей Израилевых повествуется, что некто Миха изваял кумир для себя и для своего дома, потом нанял Левита, чтобы приносить ему жертвы; от Левита выведали о сем домашнем кумире воины племени Данова, и похитили оный; и таким образом идолослужение одного человека из одного дома сделалось грехом города и племени. Таков обыкновенно ход греха путем соблазна. Лукавый помысл изваяет невидимый кумир греха; нечистое желание вносит его в душу; греховное дело выставляет его, и делает видимым; тщетно скрываемая тайна греха похищается и разносится; соблазн родится, и грех размножается; поползновенные увлекаются худым примером; другие впадают в грех злоречия и осуждения ближняго. Что сказать о грехах, которые, или по свойству своему неудобоскрываемы, или по дерзости открыто делаются, или от положения согрешающих между людьми получают особенную силу распространять соблазн? – Какой обильный сев, какая необъятная жатва плевел!

Как печально, и вместе как грозно говорил о соблазнах Господь наш! Гope миру от соблазн! – Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Матф.XVIII:7)! –Уне ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море; неже да соблазнит от малых сих единаго (Лук.XVII:2). – О милосердый Господи! о грехах и грешниках глаголеши с толиким покоем, с толикою кротостию: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф.IX:13): а о соблазнах и соблазняющих так плачевно, и так грозно!..Разумех, Господи, яко правда судьбы твоя (Пс.CXVIII:75); воистину, плачевен грех, и страшен; но соблазн более. Грех мой, при помощи Благодати Твоея, могу я прекратить, и покаянием очистить; но соблазна, если он виною моею подан, и перешел к другим, уже не властен я ни прекратить, ни очистить.

Да страшимся, братия, соблазна; и осторожность против соблазна да содействует нам в осторожности против греха, хотя впрочем греха убегать должно не по одному опасению соблазна, но по внутреннему отвращению от зла, и по любви к Богу, как исповедал о себе Псалмопевец: неправду возненавидех и омерзих, закон же Твой возлюбих (Псал.CXVIII:163).

Да страшимся же как подавать соблазн, так и принимать поданный: ибо грех по случаю поданнаго соблазна есть тем не менее грех, и может породить новый соблазн. Не продолжай рода порождений ехидниных; но спеши сокрушить главу змия, – греховный помысл победоносною силою Агнца непорочна и пречиста Христа. Аминь.

Филарет (Дроздов) Слова и речи. Том 4

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


«Госуслуги» как инструмент дискриминации гражданГосударство постепенно передает свои полномочия цифровизаторам и уходит от общения с гражданами, а также отказывается от выполнения своих первоочередных обязанностей – обезпечения конституционных прав граждан. Если человек, допустим, пенсионер или ветеран, имеет законное право на льготу, но при этом не оформит пластиковую карту («Единую карту петербуржца», «Социальную карту москвича» или иной аналогичный документ)...

О постановлениях Синода от 25 августаРазличные кадровые и дисциплинарные постановления Священного Синода Русской Православной Церкви 25 августа 2020 года, а также послание епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с «вредоносным поветрием» вызвали большой отклик и различные обсуждения в интернете. Среди статей и комментариев православных христиан (мнение светских либеральных СМИ нас не интересует) на эту тему встречаются самые различные наблюдения...

Митрополит Лука: Люди в Черногории благодарят владыку Амфилохия за победуАрхиерей УПЦ митрополит Лука рассказал о своих впечатлениях от общения с православными Черногории. Иерархи Украинской Православной Церкви митрополит Лука и архиепископ Диодор сейчас находятся в Черногории. Архиереи служат вместе с владыкой Амфилохием и священством Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви в разных храмах и монастырях страны. Сейчас в Черногории особая атмосфера подъема и народного единения. 

Как не позволять каждому встречному измерять вам и вашим детям температуруС наступлением коронавирусной эры, многие столкнулись с обязательным измерением температуры при входе чуть ли не в каждое здание, в том числе и у детей. Ее проводит кто угодно: охранник, вахтер, администратор, работник магазина; в лучшем случае медсестра. Можно долго рассказывать об неэффективности массового измерения температуры, которое кроме китайских производителей бесконтактных градусников никому пользу не приносит, но речь про правовой статус данного метода.

Календарь

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Сентябрь 2020 (84)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
Июнь 2020 (130)
Май 2020 (132)
Апрель 2020 (149)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Законная власть против майданщиковЛукашенко удалось удержать ситуацию под контролем. Однако противостояние перешло в позиционную войну между ним и оппозицией, в Координационный совет которой вошли практически все самые известные русофобы Белоруссии. Среди них Светлана Алексиевич, которая советовала руководству Украины запретить Русский язык, и «правозащитник»-нацист Алесь Беляцкий, сидящий на грантах американского правительства. В роли уличных штурмовиков выступают приехавшие с Украины бандеровцы. Так что утверждения оппозиции о том, что протесты в Белоруссии не носят русофобского характера, смешны. 

Цифровой школе можно противостоять!Весь август нас убеждали в том, что «никто в нашей стране не планирует полностью переходить к дистанционному обучению». Однако 1 сентября в рамках эксперимента в 14 регионах России стартовал проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Пилотными регионами стали Алтайский и Пермский края; Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области; Ямало-Ненецкий автономный округ. Как следует из приказа Минпросвета РФ от 2 декабря 2019г. 

Крах гонителя ЦерквиПрезидент Черногории, объявивший войну канонической Церкви, проиграл выборы и практически потерял власть. Год назад то же произошло с Порошенко. В конце декабря 2019 г. парламент Черногории принял антицерковный закон, согласно которому каноническая Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви (СПЦ) лишалась своего имущества и фактически оказывалась вне закона. Ее место должна была занять раскольническая Черногорская православная церковь (ЧПЦ). 

© Русь-Фронт
Православие в России