И будет в последния дни...
И будет в последния дни... гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов. И соберутся к ней народы (Мих.4:1). Об этом предсказывал и Исаия (Ис.2:2). В словах этих пророк предсказывает, что после семидесятилетнего плена храм Господень будет воссоздан на вершине гор, на которых построен был Иерусалим, и гора храма, по сооружении оного, возвысится над всеми холмами, ее окружающими; и тогда соберутся к ней все народы, как пророчествовали об этом Исаия и другие пророки. Но предсказанное о воссоздании Иерусалимского временного храма после семидесятилетнего плена заключает в себе тайну Церкви вечной, которая действительно создана в последния дни. К ней-то собрались, и в ней служат истинному Богу все народы, наученные Боговедению. В смысле же еще более возвышенном пророк дает понять, что на вершине горы был пригвожден Плотью к Святому Кресту Еммануил. Его-то пророк в приведенных словах именует горой Господней, вознесенной превыше всех гор.
И не ктому возмет язык на язык меча, и не научатся ксему воевати (Мих.4:3). Этими словами пророк возвещает Иудеям мир по возвращении их из плена, впрочем, не мир совершенный и непрекращающийся.
И почиет кийждо под лозою своею и кийждо под смоковницею своею. Говоря, что всякий будет сидеть под виноградной лозой и под смоковницей своей, пророк подразумевает те блага, какие будут у Иудеев по возвращении их из плена, и не будет устрашающаго их (Мих.4:4).
Соберу отриновенных, то есть Иудеев, находящихся в Вавилоне, которых изгнал Я из земли их. И разсеянных прииму (Мих.4:6), то есть Иудеев, рассеянных по всем четырем странам света. Но, объясняя пророчество это самым исполнением оного, должны мы сказать, что на народе Иудейском исполнилось оно только отчасти, и не все Иудеи получили исполнение этого обетования. Вполне же совершилось это пророчество, в смысле таинственном, на народах языческих, которые далеки были от Бога и пребывали в рассеянии, различаясь между собой служениями богам, но которых Евангелие Христово собрало в единую Церковь поклоняющихся Богу духом и истиной.
И ты, столпе, пастырь мгляный дщери Сионовой (Мих.4:8), время твое пришло. Пророк говорит это о нечестивом царе Седекии и называет его столпом, потому что Израиль находился под сенью его; пастырем, потому что он царствовал; и мгляным, потому что служил он идолам. В таинственном же смысле наименованием пастырь мгляный пророк изображает сатану, который представленную здесь под образом Сиона душу держит во тьме, а не пасет ее во свете. Ибо кто делает зло, тот ненавидит свет. Пришло время истреблению владычества его, потому что пришел верховный Владыка духовного Иерусалима и изгнал слепотствующего пастыря. Болезнуй и мужайся... дщи Сионя, яко раждающая: зане ныне изыдеши из града и вселишися на поли и дойдеши Вавилона... и оттуду избавишься (Мих.4:10); то есть вы, находящиеся в духовном плену, по прошествии известного времени будете изведены из оного, но не могущественной ратью, а Вождем, Который пленил... плен... и возшел... на высоту (Пс.67:19), и еще вождями, сподвижниками Павла, которые пленили всяк разум в послушание Христово (2Кор.10:5).
И... собрашася на тя языцы мнози. Но до исполнения сказанного ранее придет на тебя множество языков из дома Гогова. Да будет... осквернен Сион, и воззрят на него очи, то есть осквернена будет святыня Сиона и презрена теми, которые не разумеша, что правда Божия потопчет их аки снопы гуменныя (Мих.4:11-12).
Яко роги твоя, сокрушенные Вавилонянами, положу железны... и возложиши Господеви (Мих.4:13) достояние народов, то есть Господу всей земли принесешь по обычаю десятину из имений и богатств народов. Господь таковые блага преобразовательно явил народу Своему по возвращении его из плена, самую же действительность соблюл (сохранил) Он Церкви Своей.
Преп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророка Михея