Прот. Всеволод Чаплин покровительствует сектантам
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин просит московские власти проконтролировать ситуацию вокруг разрушенного на днях в районе Новокосино молельного дома пятидесятников.
"<...> Просил бы Вас взять ее <ситуацию> под контроль, памятуя о том, что чувства верующих по отношению к зданию, в котором они совершают молитву, достойны уважения и всегда нуждаются в особом внимании", - говорит в письме заместителю мэра Москвы Александру Горбенко о. Всеволод.
Иными словами, прот. В. Чаплин признает и молитвы сектантов-пятидесятников, а их самих - верующими.
Напомним, что в ночь на 6-е сентября в здание пятидесятнической секты ворвались люди. Они разграбили, а затем разрушили ее. По словам пятидесятников, некоторое время договор аренды этого здания был разорван властями в одностороннем порядке. О сносе здания власти предупреждали, "но никому не верилось, что такое может случиться", поскольку молитвенное здание сектантов стоит там уже 25 лет.
Отец Всеволод, как руководитель комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, приступил с вопросами к московскому правительству по вопросу снесенного здания.
Пятидесятники - самая крупная из протестантская община в России, численность их адептов эксперты оценивают примерно в 400 тыс. человек.
Ниже приводится достаточно подробная информация о пятидесятниках, свидетельствующая о том, что это - секта, не имеющая отношения к Православию.
Молитвы пятидесятников
Пятидесятники не только верят в возможность общения с Богом, но и стремятся осуществить его в своей культовой практике, пытаясь достигнуть непосредственного общения с Богом, получить его дар, благодать, так называемую харизму. Главной формой живого духовного общения с Богом является молитва. "Молитва есть уста, отверстые для принятия необходимой пищи, и молитва есть рука, протянутая для восприятия благодати... Молитва для христианина необходима так, как необходимо вооружение для воина, так как без молитвы ничего достигнуть, а потому и нужно всегда пребывать в молитвах" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 3]
Однако в молитве пятидесятники видят не только духовного общения верующего с Богом. Ее назначение и в том, чтобы постоянно оживлять и религиозные чувства и настроения верующего, оберегать его от всех мирских искушений. "Как цветы и траву оживляет и все растения вянут и сохнут за недостатком влаги, так и наши бессмертные души вянут, если только молитвы бывают редки и кратки... Молитва выводит из всех затруднений, она в скорби и утешает в печали. Искренняя, от всего молитва хранит от всех искушений и пугает сатану. Противостоять козням лукавого можно только посредством молитвы..." [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 3]
Молитва, по словам руководители секты, особого рода искусство, с помощью которого верующих удерживают в плену религиозного фанатизма, ограждая от влияний окружающей среды. Поэтому главари пятидесятников исключительно большое внимание выработке и выполнению особых правил и требований при совершении молитвы. По классификации И.Е. Воронаева, верующие должны использовать разные виды молитв, отличающиеся по степени связанного с ними психического напряжения.
"Молитва веры", по И.Е. Воронаеву, характерна тем, что верующий должен добровольно отказаться от каких-либо рассуждений и сомнений. Такая слепая вера должна постоянно присутствовать у верующего при совершении этой молитвы: "Без веры и без надежды от молитвы столько пользы, сколько от паровоза без пара и телеграфа без электричества" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 8].
Но одной слепой веры недостаточно. Кроме своих мыслей и чувств верующий должен подчинить Богу и тело: не замечать усталости и молиться с особым усердием и прилежанием. И сейчас на молениях пятидесятники, выполняя эти указания, закрывают глаза, чтобы не отвлекаться ничем посторонним, чтобы никакие посторонние и явления не мешали им сосредоточиваться на Боге. Пресвитеры постоянно призывают верующих на молениях отрешаться от посторонних мыслей, от домашних и мирских забот, и всеми помыслами устремляться к Богу. Верующий при молении не должен смотреть даже на других братьев и сестер: все силы верующего, душа его во время моления должны быть полностью отданы Богу.
Во время молений верующие не замечают, что происходит вокруг них, не видят и не слышат, если к ним кто-либо подойдет, ничто окружающее на них не влияет, настолько они сосредоточены на мыслях о Боге. Житель города Кировограда Гайдук рассказывает, что его жена, фанатичка-пятидесятница, когда молится, совершенно не замечает, что делается вокруг. Однажды для того, чтобы очнулась и пришла в себя, он вылил на нее ведро воды, но женщина даже не шелохнулась.
"Молитва с прилежанием" должна продолжаться до тех пор, пока у молящегося появится не только холодный, но и "кровавый пот" - самый важный критерий для определения прилежания в молитве. "Иногда люди хотя и молятся, но не прилежно. У них не только кровавого, но и холодного пота не бывает" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4]. Верующие во время моления сильно потеют, буквально обливаются потом. К концу моления они встают с колен, чувствуя полный упадок сил, изможденные, измученные. С изменившимся до неузнаваемости взглядом, они шатаются, как пьяные.
"Молитва с прилежанием" не доводит молящегося до крайней степени психического напряжения. Оно достигается другими молитвами, и в частности "усиленной", "постоянной" и "неотступной". "Молитва усиленная с верой, без всякого сомнения, всегда достигает своей цели и получит то, чего она добивается" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4].
Совершая молитвы по такой методике, верующие искусственно возбуждаются, напрягая свою нервную систему до предела, готовя себя этим к принятию святого духа и "говорению на иных языках". Пятидесятники признают, что моление и крещение "святым духом" - это настоящая "духовная баня" для верующих.
"Молитва неотступная", "молитва постоянная" ограждают молящегося от "охлаждения и ослабления духовного" и являются этапами подготовки к так называемой "молитве до исступления", посредством которой верующий, по утверждению руководителей секты, только и может достигнуть живого общения с Богом. "С такого рода молитвами,- пишет И. Е. Воронаев,- христиане наших дней почти совсем не знакомы" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 4]. Посредством "молитвы до исступления" верующие добиваются получения "чудных видений", "откровений" и "непосредственных видений Господа Иисуса Христа". Получившие же такое крещение молятся уже особой молитвой - "молитвой в духе святом", особенность которой состоит в том, что она совершается на "иных языках", которые, по представлениям пятидесятников, являются особым даром, служат только для общения с богом, а не с людьми.
Как мы видим, в пятидесятнических сектах харизматически-экстатические проявления считаются обязательным элементом культа. Более того, стремление к приобретению такой способности является уставным требованием. В уставе пятидесятников города Барнаула записано:
"6) Члены церкви Христовой со всяким постоянством должны:
а) молиться духом (на иных языках)...
б) крещение "духом святым" совершается на молитве... и считается законченным только тогда, когда крестящийся получает дар иного языка как свидетельство истинности крещения "духом святым"".
Примечание МС. Сейчас и далее словосочетание "святым духом" выделено в кавычки нами.
Крещение духом
Пятидесятники утверждают, что разговор того или иного верующего на "иных языках" при крещении "святым духом" сам он и окружающие его братья и сестры понять не могут, ибо говорение на "иных языках" - результат действия сверхъестественной силы: слова идут якобы от Бога. Бог будто бы Сам говорит устами верующих, и поэтому понять Его "святое наречие" никто из людей не может. Член секты пятидесятников из села Житенцы Любарского района Ровенской области некий Партыка заявляет: "Какие слова при молении на "иных языках" я говорю, я не знаю. Эти слова приходят от Бога, к Богу и уходят". Один из руководителей таллинской общины пятидесятников, Семенов, заявляет, что крещение "святым духом", говорение на "иных языках" - это такая тайна, которая ему непостижима и относится к чудесам. Другой сектант из этой общины, вторя Семенову, заявляет, что это глубокая тайна самого Бога, ибо независимо от своей воли и своего ума человек начинает говорить на "иных языках" по велению "святого духа". Обряд крещения "духом святым", таким образом, Божья тайна, святая святых, и понять его может только тот, кому это якобы открыто богом.
На самом деле в говорении верующих на "иных языках" нет ничего сверхъестественного, непонятного и необъяснимого. Руководители общин с помощью проверенных методов доводят верующих на молении до такого состояния, что люди теряют контроль над собой, начинают выкрикивать и бормотать что попало.
Религиозный экстаз у пятидесятников не возникает сам собой. Главари сект сознательно расшатывают психику верующих, поддерживая у них постоянное нервное возбуждение. Они знают, что только так и можно добиться, чтобы нормальный человек выключился из общего ритма нашей жизни и начал трястись и рыдать на сектантских сборищах. Для этого в секте пятидесятников разработана целая система психического изнурения верующих, ибо "благословлению пятидесятницы должна предшествовать большая духовная ломка".
Обычно, готовя себя к обряду крещения "духом святым", верующий в течение нескольких дней неусыпно молится и усиленно постится. Старшие братья пятидесяников поучают, что дух человека должен быть очищен предварительной молитвой и постом. Сам обряд проводится на общем собрании верующих в обстановке крайнего эмоционального напряжения, после долгого чтения Библии и пения псалмов, обычно в переполненном, тесном и душном помещении, нередко по ночам.
Состояние экстаза, сопровождающееся галлюцинациями, может возникнуть и у неверующих в результате расстройства нервной системы вследствие тяжелой болезни, длительных волнений и т. п. Это учитывают сектантские руководители. Давно замечено, что религиозная вера быстрее и лучше укрепляется в душах людей измученных, больных, истощенных физическими и душевными муками. Поэтому религиозные проповедники всегда стремились довести человека до такого состояния, когда он легко "принимает в свою душу Бога". Этому, например, служили посты, которые являются обязательными для членов секты. "Только пост приводит нас к самоуглублению и обращению нашего внутреннего взора к небесным высотам...- писал И. Е. Воронаев. - Правильное совершение поста в соединении с молитвой является тем могучим рычагом, который низводит не только огонь или дождь с неба, но и дает возможность самого тесного и близкого общения с нашим Богом" [И. Е. Воропаев. О посте. "Евангелист", 1928, № 6-7, стр. 8].
Примечание МС. О характере и степени поста пятидесятников середина XX века, автор, к сожалению не упоминает.
<…>
Водное крещение у пятидесятников носит формальный характер, в то время как обряд крещения "духом святым" с обязательным сопровождением духовными дарами "иных языков" составляет основу их религиозного культа и вероучения. Обряд крещения "духом святым" пятидесятники совершают по определенному ритуалу. В этом ритуале достаточно ясно проявляется понимание руководителями секты того значения, которое имеют внушение и самовнушение в религиозном влиянии на людей. "Для того, чтобы получить Крещение духом святым, требуется исполнить следующие условия. Первое: нужно иметь истинную твердую веру в Иисуса Христа и в могущественное действие его святой крови... Второе: нужно оставить все известные нам грехи и покаяться в них перед тем, кто пришел в мир призвать грешников к покаянию. Третье: полное подчинение своей воли Господу. Четвертое: несомненно должны верить, что Господь может вас крестить "духом святым". Ибо он обещал излить его на всякую плоть... Пятое: нужно иметь сильную жажду, чтобы получить обещанного духа верою... Ибо Господь только жаждущие души поит водою живою. Шестое: душа, жаждущая этого драгоценного дара, должна иметь молитвенный возглас к Богу: "Крести меня, Господи, "духом святым", как ты крестил многих в день пятидесятницы... и не отойду от тебя, пока не благословишь меня" [И. Е. Воропаев. Как можно получить крещение духом Святым? "Евангелист", 1928, № 1, стр. 24].
Пятидесятники особо подчеркивают, что крещение "духом святым" не могут получить только те, которые не вполне предались Господу, не имеют искреннего покаяния, "и еще... те, кто не имеют истинной веры, а имеют сомневающееся сердце" [И. Е. Воропаев. Как можно получить крещение духом Святым? "Евангелист", 1928, № 1, стр. 24].
Молитва у пятидесятников тоже совершается по-особому. Руководители секты требуют, чтобы молитву верующие совершали с поднятыми руками. "Апостол Павел желал, чтобы мы молились с поднятыми руками,- писал И. Е. Воронаев,- но с руками чистыми, без гнева сомнения" [И. Е. Воропаев. О молитве. "Евангелист", 1928, № 3-4, стр. 5]. На первый взгляд это может показаться несущественным.
Однако предписание руководителей секты становится ясным, если обратиться к тем приемам, которые применяются в практике врачей-гипнотизеров. Один из этих приемов заключается в следующем. Гипнотизер предлагает человеку сцепить пальцы, вывернуть их и поднять над головой. "Ваши пальцы сжимаются все сильнее,- внушает гипнотизер,- когда я досчитаю до 30, вы не сможете их разнять". Начинается счет: "Раз, два, три..." Между тем руки гипнотизируемого, находящегося в очень неудобном, непривычном положении, постепенно затекают.
По окончании счета, для того чтобы их разнять, требуется значительное усилие, в первые секунды опустить руки не удается, и эта неудача способствует угашению рефлекторного акта опускания рук, которое уже началось под влиянием слов гипнотизера.
Если бы гипнотизируемый активно сопротивлялся внушению и, преодолев первую неудачу, расцепив пальцы, опустил руки, гипноз не удался бы.
Но человек, благодаря своей вере в способности гипнотизера, внутренне содействует внушению, поддается чувству бессилия, невозможности не подчиниться приказам. В результате происходит генерализация состояния безволия, пониженной сопротивляемости на всю кору головного мозга [См. П. В. Симонов. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. Изд-во АН СССР, 1962, стр. 65].
Аналогичные процессы происходят в этом случае и с верующими.
Можно представить себе, как трудно стоять на коленях в течение нескольких часов с поднятыми вверх руками. В таком состоянии руки неимоверно тяжелеют, как бы наливаются свинцом: уже через несколько минут руки начинают дрожать. Создаются все условия для гипнотического внушения. С каждой минутой дрожание рук все более усиливается. Через некоторое время дрожь переходит на все тело, превращаясь в судорожные и конвульсивные движения: молящийся падает на пол, подымается, продолжая исступленно молиться с пеной у рта, снова падает и т. п. Молитва продолжается недолго, сопровождаясь бурными проявлениями экстаза, бессмысленным бормотанием, галлюцинациями, явно выраженными патологическими симптомами нервно-психического расстройства, которые воспринимаются верующими как дары "святого духа", указывающие якобы на то, что на брата сошел "дух божий". В этом и заключаются психологические особенности "молитвы в духе святом". Многократное ее совершение вызывает сильное нервно-психическое истощение организма верующего и способствует в дальнейшем легкому и быстрому вступлению человека в религиозный экстаз, который впоследствии становится для него привычным явлением.
Бурные экстатические переживания сектантов проявляются в особом умилении, выражающемся в неудержимых слезах. Такое состояние умиления обычно возникает под воздействием проповеди и пения. С помощью проповедей и псалмов руководители секты внушают людям чувство греховности перед Богом, необходимости идти на жертвы и страдания. Проникаясь чувством жалости к себе, сектанты плачут горькими слезами, громко, с криком и воплем, сокрушаясь о своих грехах, просят прощения у братьев и сестер, обращаются к Богу с просьбой о спасении. На любом молитвенном собрании сектантов можно увидеть слезы на лицах верующих людей, ослепленных религиозной верой.
Трясунство
С момента появления харизматических сект их культ всегда был связан с массовыми психозами, обычно проявляющимися в коллективных галлюцинациях. Истерия, кликушество и другие психопатологические болезни всегда были спутниками пятидесятничества. Религиозный экстаз у пятидесятников часто сопровождается судорожными движениями верующих, в связи, с чем пятидесятников и называют в народе трясунами. Судорожные движения проявляются по-разному: судорожный плач, всхлипывание, хохот, крик, икота и иные формы судорог, свойственные истерии. Исследуя особенности таких экстатических сект, как хлысты, скопцы, малеванцы и др., академик В. М. Бехтерев писал: "Хотя истерические судороги весьма различны по своему внешнему виду, но наиболее часто наблюдается следующая общая картина. Среди общего шума, крика и беспорядка одни падают, как сраженные молнией, другие восторженно и жалобно кричат, плачут, прыгают, хлопают в ладоши, бьют себя по лицу, дергают себя за волосы, стучат в грудь, топают ногами, пляшут, издают всевозможные звуки и возгласы, отвечающие разнообразным эмоциональным состояниям, радости, счастью, отчаянию, страху, ужасу, удивлению, мольбе, выражению физической боли... и т. д., то, наконец, подражают собачьему лаю, конскому ржанию и другим диким звукам. Судорожные движения нередко длятся до полного изнеможения субъекта" [В. М. Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. С-Пб., 1903. - С. 97].
Слова В.М. Бехтерева можно полностью отнести и к пятидесятникам. Судорожные движения пятидесятники объясняют проникновением в человека "святого духа". Во время молитвенных собраний они поэтому страстно ожидают наступления таких судорог, исступленно прося Бога: "Крести, крести, крести..." Особенно благоприятны для возникновения судорожных движений условия, в которых проводится коллективная молитва на общих собраниях. Появление судорожных движений у кого-либо из верующих вызывает всеобщий восторг и ликование. Возбуждение сначала охватывает наиболее слабых, а затем и всех остальных, доводит их до полного исступления. Как говорят сами верующие, они "забывают себя", "бывают вне себя". В такие моменты верующему легко внушить, что он одержим бесом или "святым духом", что на него накатил дух, который и вселяет в его голову новые чувства и мысли, выражаемые им в глоссах. Так начинается "разговор с Богом", состоящий в том, что участники сборища начинают выкрикивать вслед за руководителем разные бессмысленные слова, издавать нечленораздельные звуки.
Необыкновенная легкость мыслей, вызванная чрезмерным возбуждением, порождает иллюзию ясновидения, "сердцевидения". У некоторых верующих появляются галлюцинации, во сне и наяву они видят именно то, о чем грезят: Христа, Деву Марию, ад, рай и т. п. По их собственным рассказам, они смутно воспринимают окружающее, утрачивают способность управлять своим поведением: люди как бы находятся во сне, сознание их затуманено и наполнено всякого рода обманными чувствами в форме зрительных, слуховых и двигательных галлюцинаций. Молящиеся цепенеют в состоянии озарения, или, как говорят сами пятидесятники, у них наступает просветление.
В чем загадка этих явлений? Имеет ли к ним какое-либо отношение тот святой дух, о котором толкуют пятидесятники?
Галлюцинации - это чувственные образы, возникающие сами собой, самопроизвольно, без каких-либо раздражений извне. Эти образы иногда соответствуют реальным, когда-либо виденным предметам, а иногда носят фантастический характер: человек может видеть смерть с косой, страшных зверей и т.п. Психологическая природа этого явления раскрыта И. П. Павловым. Это те же представления, но доведенные до интенсивности реальных восприятий в результате резкого преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Такое состояние может возникнуть в результате нервного переутомления, расстройства, действия таких ядовитых веществ, как алкоголь, опиум, гашиш. У сектантов, которые считают, что святой дух растворен в воздухе в виде газа, везде разлитого и всепроникающего, часто являются обонятельные галлюцинации. Им чудится особый запах "святого духа". Поэтому они стараются ловить его широко открытым ртом, жадно вдыхая воздух, дуют друг другу в рот. Многие падают от исступления и корчатся в нервных судорогах.
Среди членов секты пятидесятников немало душевнобольных. Причина этому - обряды, о которых мы рассказали. Член львовской общины трясунов, мать семерых детей Стефания Ласкина сошла с ума, ее сестра также полтора года лечилась в психиатрической больнице. В истории болезни бывшей работницы Львовского паровозоремонтного завода Евдокии Цуман, попавшей в больницу прямо с молитвенного собрания, записано, что больная даже в невменяемом состоянии трясется, плачет, размахивает руками, читает молитвы. Вот до чего доводят обряды секты.
Религиозные галлюцинации могут быть не только у отдельных верующих, но одновременно у многих людей, участвующих в молении, охваченных одной и той же мыслью. Такие явления приводят к взрывам религиозного фанатизма. Этому способствуют проповеди, в которых говорится о близком втором пришествии Христа, Страшном Суде, конце света. Под влиянием подобных проповедей могут возникать коллективные галлюцинации. Такие галлюцинации наблюдались в прошлом, часто во время массовых голодовок. Объясняется это тем, что голодание приводит к нарушению работы нервной системы. Опьянение от голода - самое сильное из опьянений. Учитывая это, служители Бога стараются изнурять верующих с помощью постов. И хотя свои видения верующие приписывают действию сверхъестественных сил, на самом же деле они возникают в силу естественных причин.
Мы уже говорили, что галлюцинации могут возникнуть и не на религиозной почве. Сильное напряжение, энергичная умственная работа могут вызвать такие видения и у совершенно здорового человека. Французский писатель Г. Флобер настолько ярко представлял себе сцену отравления госпожи Бовари, что ощущал во рту мышьяк, вызвавший у него дважды рвоту. Писатель Бальзак, описывая Аустерлицкую битву, слышал крики раненых, пушечные выстрелы, ружейные залпы. Вряд ли можно утверждать, что в данном случае действовали сверхъестественные силы. Но религия, пользуясь невежеством верующих, спекулирует на этих явлениях человеческой психики.
Галлюцинации, видения верующими Бога и разговор их с ним на "иных языках" являются результатом предварительной подготовки верующих вожаками пятидесятников к принятию обряда крещения "святым духом", поддержания ими постоянного эмоционального напряжения на молениях, самой обстановки молитвенных собраний (скученность, духота), самовозбуждения верующих, применения руководителями общин искусственного внушения, или гипноза.
Приемы гипнотического внушения в 30-х годах широко использовались И.Е. Воропаевым и В. В. Колтовичем. О фактах использования гипноза в пятидесятнических общинах рассказывается в книге бывшего проповедника субботствующих пятидесятников А. Комма "Мракобесы без маски". Чаще всего вожаки пятидесятников применяют искусственное внушение (гипноз) при совершении инсценировок чудесного исцеления и изгнания нечистых духов.
Сами по себе обряды экстатически-харизматических сект, такие, как омовение ног, водное крещение, преломление хлеба и др., с точки зрения их, объективного содержания не содержат в себе ничего специфически религиозного. Религиозными эти обряды становятся благодаря особым переживаниям, с ними связанным, в связи с этим они приобретают и особый смысл в сознании верующих. Только в сочетании с религиозными представлениями и идеями указанные культовые действия приобретают специфически религиозное значение. Более того, в этих сектах они рассчитаны, прежде всего, на людей с расстроенной психикой, переживших тяжелые потрясения.
Вожаки пятидесятников стремятся поддерживать психику верующих в расстроенном состоянии. Нормального человека трудно заставить выполнять все требования, которые предъявляются в секте. Оторвать человека от общественной жизни, довести его до состояния истерии, когда ему легко внушить бредовые идеи, вплоть до веры в то, что в него воплотился "дух божий",- такова цель руководителей пятидесятников. И наиболее избранными у них считаются те, кто легче всех приходит в состояние возбуждения, истерии, нервного расстройства. Еще Гольбах говорил о подобных духовидцах, что это "любимцы Бога, которым он любит показывать картинки своего волшебного фонаря. Обычно он показывает свою забавную игрушку полоумным, мошенникам и истерикам" [Поль Гольбах. Карманное богословие. – М.: Госполитиздат, 1959. –С. 73]. Эти слова можно отнести и к пятидесятникам.
Истерическое бормотание пятидесятников, так называемые глоссы, не является, конечно, никаким языком: ни английским, ни французским, ни ангельским. Несмотря на все искусство проповедников, трясение и глоссолалии получаются не у всех. Сами сектанты объясняют это тем, что в некоторых людей "святой дух" не желает вселяться из-за их греховности.
На самом деле причины этого кроются в особенностях нервной системы человека: не каждого можно довести до состояния истории. В норную очередь истории подвержены люди с легко возбудимой корой головного мозга. Для истериков характерна повышенная самовнушаемость. Только одно представление о болезни может вызвать у них и самую болезнь.
Как это показал И.П. Павлов, эффективно насыщенному, подогреваемому страхом или сильным желанием представлению о каком-либо болезненном расстройстве, возникающему в сознании, соответствует концентрированное возбуждение определенной области больших полушарий мозга. Вокруг такого очага возбуждения распространяется мощная волна торможения, изолирующая его от всех других влияний, которые обычно, при нормальной работе нервной системы, заставляют области возбуждения и торможения быстро сменять друг друга. Под влиянием истерического самовнушения появляются потеря чувствительности в отдельных частях тела, спазмы, зуд, параличи, слепота, глухота, заикание, немота и т. п. И люди с подобными расстройствами нервной системы - кликуши, истерики - становятся у пятидесятников пророками и пророчицами. Саму истерию они считают не болезнью, а благодатью, даром "духа божьего".
У этих людей легко возникает то психическое состояние, которое так необходимо для совершения пятидесятнических молений. Они влияют и на всех присутствующих на молитвенных собраниях, производя сильное впечатление на окружающих.
При изучении обрядов пятидесятников возникает целый ряд проблем. Психология религиозной веры поддается такому же точному научному исследованию, как и другие явления. Психологическая обработка верующих и слабых духом служителями культа имеет давние традиции. Непрерывно воздействуя в храмах и молитвенных домах, а также вне их на мышление и воображение, на желания и побуждения верующих, поощряя индивидуалистические и заглушая общественные наклонности людей, проповедники ведут активную борьбу за их души.
Как было показано, у пятидесятников особую роль в религиозном одурманивании людей играют самые различные психологические методы. Здесь мы встречаемся с наиболее ярким проявлением извращения религией психики людей, использованием нарушений психики в религиозных целях.
Религия - это не только мировоззрение. Это также особое психологическое состояние, создаваемое с помощью особой мистической обстановки, внушения, самовнушения, пророчеств, откровений, физического и психического изнурения людей. Основные чувства, которые проповедники стремятся вызвать у поступающего в секту и затем поддерживать на протяжении всего пребывания в секте, - это чувство страха, благоговения перед служителями Бога, пророками и пророчицами, чувство собственного бессилия….