Надобно иметь покорность воле Божией

Надобно иметь покорность воле Божией

Письма преподобного Макария Оптинского. Ваше благословение, достопочтеннейший NN! Вы ищите от меня, невежды в слове, наставления, и утешения в скорби вашей. Вы образованы, научены, и поставлены на степени пастырства быть другим путеводителем к познанию Бога, исполнению воли Его, и чрез сие совершение во святыню, такому человеку могут ли слова мои принести пользу или утешение? Однако ж я, при всем моем невежестве в слове, по долгу христианина, имею о вас сострадание, видя вельми уязвленна вас печалию, и унынием отягощенна, по слову Священного Писания: (Еккл.7,3,5), «иди паче в дом плача, нежели радости», и по учению св. Исаака Сирина в 2-м слове; «утверди немощныя и опечаленныя сердцем, словом и елико рука твоя может и подтвердит тя десница, носящая вся, буди общник со опечаленными сердцем трудом молитвы и теснотою сердца твоего, и отверзается пред прошении твоими источник милости». И сколько могу по скудоумию моему, паче же по вере вашей, сколько Господь вразумит меня (ибо вы с верою вопрошаете меня) предлагаю вам таковое рассуждение.

Вы хотя учились внешним наукам: вере в Бога и закону Его, но надобно учиться и в училище веры, не на одной теории основанном, а на испытании проходимом; вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян.1:7) и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет (Лк.12,6,21,18)! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в однех и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, безславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей, - надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников, и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и неведомым судьбам Божиим. Сии истины вам довольно известны и вы, конечно, можете красотою слога придать им более силы к убеждению; но я напоминаю только вам для того, что в скорби человек исчезает своею крепостию, ищет от других укрепления; однако ж мало того, чтобы только знать, нужно и опытом пройти, когда того нужда потребует; который кормчий искусным считается: тот ли, который всегда только в погоду управлял кораблем, или тот, который многие шумы и волнения в плавании претерпел? Конечно, испытавший неудобства и трудность! Много можно иметь сему примеров и в других делах как-то: воине, лекаре, художнике и прочих, искусом прошедших свое звание, кольми паче в христианине вера познавается от искушений. Итак, что бы с нами не последовало надобно покоряться воле Божией, с детскою покорностью, хотя и нельзя не ощущать скорби. Когда же станем входить в распоряжение Промысла Божия и роптать «на что? и для чего Он так творит?» – то сим подвергаем себя праведному Его наказанию; о сем пишет святый Исаак Сирин: «вся немощи человеческия терпит Бог, человека же присно ропщуща не терпит; аще не накажет его». Вы теперь испытываетесь в вере и неоспоримо, что имеете велию скорбь чрез лишение супруги; и не возможно не скорбеть, но надобно иметь рассуждение и покорность воле Божией и утверждаться в вере, вы же, вместо того роптали на промысл Божий: «на что? и для чего так сотворил Бог?» Предавались унынию и неутешимой тоске, и возлюбили создание паче Создавшего, следствием коих было расстройство вашего здоровья, что можно отнести к наказанию Божию. В примере сему прочтите в житии молдавского старца Паисия (которое есть у вас): по отшествии его в монастырь, мать его лишилась всей надежды, которую она на него полагала, предалась безгодной печали, хотела себя гладом уморить; – увидите, что с нею последовало, и как избавилась она от наказания. А как вы познали в этом свою ошибку, и раскаиваетесь, и жалеете об оной, то силен Господь призреть на вас, даровать вам облегчение, как душевное, так и телесное; паки же не предавайтесь унынию и тоске; не о настоящем токмо помышляйте, но паче и о будущем. Наше ли дело испытывать судьбы Божии? Он един весть: чесо ради сие сотворил, преселив отселе вашу супругу; может быть, исполнилось время, довлеющее к ее вечному спасению, да не злоба изменит разум ея, или лесть прельстит душу ее, по словам одного любомудрого мужа (Прем.4,11). Для неверующих, точно, скорбь невозвратима – лишение ближних; для них не блещет из отдаленной вечности луч надежды: кто умирает, для них вечно умирает; их радости мгновенны, а печали безотрадны: но христианин убежденный в действиях промысла Божия, странствующий в юдоли сей с упованием на Бога, и во всех изменениях судьбы своей видит устроение Высочайший Мудрости, и с твердою уверенностью говорит самому себе: это дело Божие! Это сила перста Всемогущего! Обуреваемый волнами бедствий, он не теряет надежды на благое Провидение, но успокаивается в Его объятиях. Что же делать вам в теперешних ваших обстоятельствах, я не могу ничего более вам сказать, как стараться успокаивать свой дух верою и надеждою на Бога, молиться Ему и иметь кого-нибудь, развлекающего вас от скорби и уныния; а по выздоровлении Сам Бог наставит вас, что подобает творить; Коего всесильному покрову вручите себя с детскою преданностью и любовью: Он верно полезное о вас устроит.

Я же, с своей стороны, по заповеди вашей, одолжаюсь в не достойных моих к Богу молитвах, молиться о вашем здравии и спасении, и себя поручаю вашим молитвам, с усердным почтением и желанием вам мира и спасения.

По материалам православных сайтов

Написать комментарий