«ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ»

«ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ»

Несмотря на Заявление председателя Синодального отдела по связям Церкви с обществом и государством относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан протоиерея Всеволода Чаплина, многие верующие, клирики, монашествующие и миряне, на самом деле, с недоверием и отрицательно относятся к проведению переписи. И для этого существуют вполне объективные основания, тем более, что легкомысленный подход к весьма серьёзным проблемам у современных людей, и даже православных, становится весьма печальной, но распространенной очевидностью..

Прежде, чем указать на эти основания, мы считаем необходимым изложить некоторые важные и принципиальные основы христианской жизни, которые определяют поведение христианина и представляют собой основу для оценки тех мероприятий, который проводит государство.


По словам Самого Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа христианин должен постоянно бодрствовать: «Бодрствуйте и молитеся, чтобы не впасть в искушение», (Мк. 14,38) Апостол Петр добавляет «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ищя кого поглотить». (1 Петр. 4, 8) То есть Господь дает заповедь каждому христианину находиться в состоянии предельного внимания ко всему, что происходит рядом с ним, поскольку далеко не все, что происходит с человеком является проявлением Божественной воли. Многое в земное жизни нам предлагается по попущению Божию и богопротивником дьяволом на подобии того искушения, которое испытал от него Сам Господь в Иудейской пустыне. 

 

Человек почти что постоянно находится перед выбором: поклониться дьяволу и тогда все блага мира будут лежать перед твоими ногами, либо сохранить верность Христу и наследовать блаженную вечность и иметь ми в совести. В жизнь человека часто, хотя и по попущению Божию, вмешивается дьявол и его слуги бесы, духовно разумные существа, целью их деятельности является стремление погубить человеческую душу, оторвать от Бога. И делается это самими хитрыми способами, почему часто говориться, что демоны прельщают человека. Они прельщают выгодами, но реально толкают человека в страшную пропасть.

 

Более того, согласно словам апостола Павла жизнь христианина проходит как бы по краю водораздела, по линии разделения двух законов: «тайны беззакония» (2 Фесс. 2, 7) и «тайны благочестия» (1 Тим. 3, 16). Эти понятия о двух противоположных направлениях человеческой деятельности, о двух явлениях в земной истории, Антихриста и Христа, богопротивника и Истинного Бога, учит св. апостол Павел.

 

Под тайной беззакония апостол Павел понимает все те действия рода человеческого, которые по наущению дьявола направлены на подготовку пришествия антихриста: то есть грех, богоборчество явное и скрытое. Тайна беззакония, как орудие дьявола для погубления человечества, использует человеческий разум и деятельность самого человека для осуществления этого плана. Поэтому наука и научные достижения для христианина могут рассматриваться как благо, так и зло.

 

Если они находятся на служении «тайны беззакония», то они превращаются в инструмент дьявола. Если же они служат подлинному благу человека, оказывают ему помощь в различных формах его повседневной жизни и деятельности, обогащают его познания окружающего мира и т.д.

 

Во многих случаях развитие средств массового уничтожения человека по необходимости, в силу функциональной направленности и использования этих открытий, мы должны рассматривать как зло. В этом нет противоречия и общечеловеческим и гуманистическим воззрением на этого рода открытия в области военной науки. К этой тайне беззакония мы должны отнести и те действия, которые направлены на разрушение Православной Церкви, которая несет весть о «тайне благочестия», то есть Боговоплощении, приходе в мир Спасителя мира Христа. 

 

Церковь Православная как единственная носительница спасительной и возрождающей Божественной благодати продолжает «тайну благочестия», приобщает к ней рожденных ей в таинстве святого Крещения в «тайне благочестия». И способы и методы этого разрушения могут быть совершенно разнообразными.


Апостол Павел также дает нам, христианам, важный жизненный совет: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефес. 5,10-11). То есть христианину важно знать:


       предлагаемое дело является ли угодным Богу, сообразуется ли с Божественной волей или нет,
        если дело или предприятие является не богоугодным, то оно принадлежит к категории «дел тьмы», а значит и к «тайне беззакония»,
        христианин не должен участвовать в делах не сообразных воле Божией и противных ей,
        обличать дела противные воле Божией, то есть указывать на их небоугодный характер, а значит как на зло.

 

Относительно слов апостола Павла «не участвуйте (слав. не приобщайтесь) в безплодных делах тьмы», обратим наше внимание на комментарий свт. Феофана Затворника: «Но говорит: не приобщайтеся; ибо можешь, не делая худого, сам стать виновным в худобе другого через соучастие в делах его. Как? Когда каким-либо образом обнаруживается согласие на худые дела других. Случаев к этому много.Последний предел, — если видишь или слышишь, или знаешь, да молчишь».

 

Ссылаясь на толкования свт. Фотия Великого и Экумения, свт. Феофан напоминает, что для христианина наиболее приемлемым способом обличения греха и зла всегда был образ жизни христианина, который выражался в неучастии в делах тьмы, греха и зла.

 

«Удаляющийся делом показывает, пишет свт. Феофан Затворник, — что не одобряет того, от чего удаляется». Это удаление служит надежным способом и обличения зла как такового. Или, как говорит прп. Иоанн Дамаскин: «Но если мы будем светом и возможем обнаружить тьму (их дел) противоположностью светлостью жизни; то такое обличение  будет самое лучшее».

 

Именно поэтому уже в раннехристианские времена, когда христианам постоянно приходилось сталкиваться с обычаем и законами, противными божественной правде, они уклонялись от таких законов. Это, безусловно, вызывало крайнее раздражение римских императоров, которые воспринимали такие поступки христиан как проявление непослушания и неподчинение власти, а также нанесение оскорбления «божественной персоне императора». И только во время страшных пыток, принуждений, по особому Божественному действию и вдохновению мученики дерзали на публичное обличение языческих взглядов правителей Римской империи.

 

Неслучайно в первые три века христианства оно рассматривалось Римским государством как запрещенная религия, religio illicita. Но судя, по словам апостола Павла, а также толкованиям святых отцов приводимого нами отрывка из послания к Ефесянам, христиане призывались именно к особому служению – быть светом для мира, и этим светом обличать зло и неправду. Об этом же говорит и Сам Сын Божий: «Вы свет мира». Это свечение заключалось в добродетельной, праведной жизни и уклонении от зла, не участии «в делах тьмы», в «тайне беззакония».

 

Протоиерей Сергий А., «Православный Апологет»
 

 

Написать комментарий