630 ЛЕТ ОТ ЗАДОНЩИНЫ

630 ЛЕТ ОТ ЗАДОНЩИНЫ

«Обширное Поле Куликово перегибается, реки выступили из своих берегов, потому что никогда не было столько людей на том месте, – так описывает автор «Сказания о Мамаевом побоище» то долгожданное утро легендарной битвы. – И сошлись две силы великие надолго, и покрыли полки поле на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира не бывало у великих князей русских, как у этого великого князя всея Руси... когда же бились они, пролилась, как дождевая туча, кровь...

 

Крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали, не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими копытами умирали, потому что нельзя было вместиться на том Поле Куликовом: то место между Доном и Непрядвою было тесным.

 

Выступили из полков кровавые зори, а в них сверкали сильные молнии от блистания мечей. И был треск великий от ломающихся копий и от ударов мечей, так что нельзя было в тот горький час обозреть это грозное побоище...».


Поле Куликово – золотая и кровавая страница в истории моей Родины. Его частичку, его дыхание, его пульс ношу под спудом моей телесной храмины, под плотяным покровом в тайнике сердца. Как прекрасно осознавать, что мое Отечество – не только мой родной дом, но и Дом Пресвятыя Богородицы, под благодатным покровом Которой строилась, ширилась и побеждала Русь.

 

Накануне решающей схватки вечером монах Нектарий не случайно как благословение принёс святую Богородичную просфору («Богородицын хлеб», где изображена Ея честная икона). И именно в день Ея честнаго Рождества 8 сентября (ст.ст.) 1380 года была одержана Великая ПОБЕДА, и с тех пор День Победы всегда отмечался именно в этот день, а не 9 мая. Так Поле Куликово, земля которого стонала и прогибалась во время сечи, где «от великие тесноты задыхахуся...», стало ПЕРВЫМ ПОЛЕМ СЛАВЫ, стало Священным Полем.

Именно здесь под Хоругвью Нерукотворенного Спаса одержана Победа, которая имела огромное непреходящее значение для дальнейших судеб не только русских княжеств, но и всего мiра. Современники и потомки поэтому ещё в XV в. вели счёт годам-летам не только «от сотворения мiра» или «Рождества Христова», но и от Куликовой Победы – «от Задонщины столько-то лет»...

Тайна России разгадывается нашим страданием, тоской по ней. Мы – живая часть ее. Не будет России – не будет и нас. В народе говорится: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». То, что без труда и скорби дается, то и не ценится. И вот в страдании и муках иноплеменного ига рождалась, выковывалась Святая Русь; закалялся непобедимый богатырский русский дух. Внешнее господство нечестивых агарян (до 1380 г.) не создало для Русской Церкви духовной опасности. Более того, в ханской столице Сарае была создана в 1261 г. епископская кафедра! Батый фактически признал русскую веру, не выдавая ярлыка.

Иго было воспринято как «попущение Божие, за грехи наши, по наваждению дьявола» – для вразумления, ибо налицо было падение нравственности, отступление от евангельских начал, пронесся смерч княжеских усобиц (по сути, гражданские войны). Тяжелую чашу испила Русь за удельное время и пережила страшную историческую драму.

Время накануне Куликовской битвы было периодом великого нравственного расцвета под влиянием святого Сергия Радонежского и его великого сонма учеников, которые словно птицы (после пророческого видения) разлетелись во все отдаленные концы русской земли, возжигая молитвенный огонь, привлекающий Божию благодать, и направляя на путь истины соплеменников и инородцев. Лишь духовное возрождение, начавшееся благодаря молитвенному стоянию преподобного Сергия с его учениками, способствовало объединению народа, укреплению веры в победу, военным и политическим успехам.

Русь превращалась постепенно в централизованное многонациональное государство. Религиозное мiровоззрение полностью сохранялось. Священнослужители не содержали мясные лавки и кабаки, игорные и публичные дома, как это было в Италии; монахини не читали «Декамерона», и монастыри не превращались в вертепы, между монахами и монахинями не происходили побоища; представители высшего класса часто зверствовали, но не предавались публично разврату; порнографическая литература и живопись не имели места… – как на Западе в эпоху «возрождения». Поэтому татар терпели до поры, но противостояли западной агрессии, и это было вполне понятно и не только с догматической точки зрения.

Все это, в конечном итоге, способствовало укреплению русского Православного духа. Разрушение материальной культуры и даннический гнет как бы подчеркнули бренность земных ценностей (ставило «внутреннее» над «внешним») и превратили жизнь русского народа в более осознанное, почти монастырское служение Царству Небесному.

Страшная встряска народного организма, каким явилось татарское иго, вызвала к жизни новые силы. Там, где неодолимые, казалось, беды могли все разрушить, действовала спасающая благодать.

С таким духовным устремлением нам бы и сейчас воспрянуть, по примеру воинов-героев Куликова Поля. Но забыли мы нынче, что мы – русские, а значит – православные, наследники великих дел, побед и свершений наших предков. Забыли мы наших героев Куликовской битвы, что реки Куликова Поля после брани целых 3 дня истекали кровию!.. Поле, овеянное славою и честью, не в почете ныне. Вот она, наша благодарность... Наша память.

Кто из нас соблаговолил и восхотел побывать-помолиться там, где на просторах по урочищам, между Верховьями Дона и Непрядвой, совершилось непреходящее событие и были разбиты несметные полчища Мамая? Лучше я промолчу... Воистину, «ленивы мы и нелюбопытны». Эти слова давно написаны, но актуальность их остается и по сей день, к великому нашему прискорбию. Сколько приходит людей взрослых в храм, где покоятся витязи – преподобномученики Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) – герои битвы, но редко хоть кто-то скажет, к стыду нашему общему, в каком году была Куликова битва.

О, русские люди! Доколе не желаете слышать священный зов?..

По материалам статьи свящ. Валерий Мешков

 

Написать комментарий