В России больше всего доверяют Церкви

В России больше всего доверяют Церкви

Почти четверть россиян уверены, что Русской Православной Церкви необходимо активнее участвовать в светских делах.
Социологи ВЦИОМ опубликовали данные о том, какое место, по мнению граждан, должна занимать Русская Православная Церковь в обществе и государстве. На первый взгляд  данные этого опроса вроде бы свидетельствуют о том, что большинство не желает, чтобы РПЦ занималась «политикой и государственными делами». В общей сложности тех, кто предпочел бы ограничить ее деятельность «проблемами веры и религии», и тех, кто считает, что «церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела», — 75%. Казалось бы, какой неопровержимый аргумент в пользу о сохранении светского характера государства, против "клерикализма".
Однако стоит присмотреться к данным опроса повнимательнее, так тут сразу обнаруживаются нестыковки.
Так, 23% респондентов — вполне солидная доля — уверены, что влияние РПЦ на сегодняшний день недостаточно сильно. А относительное большинство (43%) утверждает, что отношения Церкви с обществом и государством выстроены «так, как нужно». Но как это — как нужно? И выясняется, что ровно половина респондентов говорят: на сегодняшний момент Церковь оказывает положительное влияние на внутреннюю политику страны. Все это мало соответствует предположению о подавляющей поддержке гражданами, казалось бы, такого простого положения о светскости российского государства.
Опрос другого социологического агентства «Фонда общественного мнения», также проведенный этим летом, показал, что большинство поддерживает вмешательство государства «в конфликты, спорные ситуации, которые затрагивают религиозные чувства верующих», и считает недопустимой критику в адрес патриарха. Более того, такие чувства преобладают в том числе у тех, кто сами говорят о себе как об атеистах.
Таким образом, вменение государству в обязанность защищать Церковь и выведение церковных иерархов из круга лиц, в адрес которых может звучать критика, разделяются даже неверующим населением, которое вроде бы церковные дела сильно волновать не должны. Что еще это может означать, как не то, что РПЦ представляется в общественном мнении чем-то большим, чем конфессиональная организация? Иными словами, ее авторитет оказывается авторитетом не только религиозным, но и социальным, и, соответственно, институциональным.
По-видимому, дело в конечном итоге не в том, насколько православной страной является Россия. Здесь как раз вариантов нет, несмотря на то, что в исследовании ФОМ православными назвали себя лишь 64% опрошенных, а процент воцерковленных еще меньше. Нет, однако по уровню доверия Православная Церковь намного превосходит правоохранительные органы или политические партии.
Выявленное ВЦИОМом большинство, считающее, что РПЦ не следует заниматься политикой, кажется, понимает ее в самом узком смысле — как непосредственно партийную деятельность, перемежающуюся с различными политическими интригами и махинациями. Ведь РПЦ громко и настойчиво высказывается по вопросам политики в широком смысле: у нее есть социально-экономическая концепция развития России, она занимает широко известную позицию по тем вопросам, которые во многих странах составляют существенную часть избирательной борьбы, — по абортам, школьному образованию и так далее. Тем не менее, эту деятельность, судя по данным ВЦИОМа, большинство за политическую не признает. И такую точку зрения можно признать единственно верной, поскольку для Церкви и ее чад подобные вопросы являются вопросами не политическими, но вопросами нравственными, вопросами, непосредственно влияющими на спасение человеческих душ.
Анна Тропинина

Написать комментарий