«Воистину воскресе, яже кости реша...»

«Воистину воскресе, яже кости реша...»

Преподобный Дионисий, затворник Печерский, по прозванию Щепа, имел сан пресвитера. 
Об этом святом рассказывается в Киево-Печерском патерике. Там сообщается о чуде, случившемся в монастырских пещерах на Пасху 1463 года:
Преподобный Дионисий, затворник Печерский, по прозванию Щепа
В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос».
После этого события Дионисий провёл остаток своей жизни затворником в пещерах.
Время начала местного почитания преподобного Дионисия неизвестно. Его имя включено в канон Преподобных отцов Печерских, написанный в 1643 году Мелетием Сиригом по заказу митрополита Петра (Могилы). Общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых. День памяти преподобного Дионисия 3 (16) октября выбран в связи с отмечаемой в тот же день памятью священномученика Дионисия Ареопагита.
Самым ранним изображением преподобного Дионисия является гравюра из книги «Патерик, или Отечник Печерский» (Киев, 1661 год) (см. иллюстрацию слева). На ней изображён известный по Патерику сюжет о чуде на Пасху. Дионисий изображён в в монашеских одеждах и епитрахиле, голова непокрыта, клобук вдвинут на плечо. Изображение имеет нимб без каких-либо надписей. Рядом с Дионисием изображены два монаха с факелами. Его пасхальное приветствие братии, погребённой в пещере, написано на белой ленте, исходящей из его уст. Ответ усопших монахов помещён в подписи к иллюстрации в форме двустишия: «Воистину воскресе, яже кости реша, С[вя]ты суть: жизнь и в себе по см[е]рти явиша».
Киево-Печерский патерик
Православная энциклопедия

Написать комментарий