РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

С тех пор как, по свидетельству «Повести временных лет», равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, «великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород», – пишет в «Просветителе» прп. Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское Православие, русская государственность, прп. Иосиф не преувеличивает.

Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые безчинства.

В 1470 году новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича (1482 г.). В княжеской свите из Киева прибыл и еврей Схария. «И был он орудием дьявола, – пишет прп. Иосиф, – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии».

 

Пользуясь слабостью веры некоторых клириков, Схария, а точнее сказать, его руками сам сатана, взялся за насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Миссия Схарии имела успех, тем более что вскоре на помощь ему из Литвы подоспели еще несколько иудеев.

Среди первых же приверженцев Схарии и его учения оказались священники, через которых ересь распространялась особенно губительно и страшно. Первым из них был поп Дионисий, затем новгородский протопоп Алексий и некоторые другие.

На внешний взгляд приверженцы ереси оставались православными христианами и сохраняли наружное благочестие. Перед людьми, твердыми в вере, они являлись строгими ревнителями Православия, обличали и проклинали лжеучения. Втайне же они совершали свои сквернодействия.

Они начинали с того, что возбуждали в малодушных и слабоверных сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета; соблазняли и с помощью распространяемых ими «отреченных», т.е. осужденных Церковью книг.

Жидовствующие отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению; не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: Таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели и хулили они монашество.

Жидовствующие ругались над Честным Крестом, святыми иконами и мощами, совершая над ними безчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной Руси. По свидетельству «Просветителя», глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом».

Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную Литургию наевшись и напившись, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам преподобного Иосифа, «нельзя и написать».

В строгом смысле – и это особенно подчеркивает преподобный Иосиф – «ересь жидовствующих» была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством – совершенным отрицанием Христианства и полной противоположностью ему; то, что это отрицание не декларировалось ясно и открыто, лишь усугубляло опасность.

Когда жиды, насадители ереси, убедились, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращенных стало на прочное основание, они удалились из Русской земли. Ученики же их продолжали свое преступное дело.

В 1480 г. великий князь Иоанн III посетил Великий Новгород, где прослышал о «благочестии и мудрости» двух главных еретиков, Дионисия и Алексия; в результате оба были взяты на священническое служение в Московский Кремль. Более благоприятных условий для распространения ереси невозможно было и вообразить.


Обнаружилась ересь случайно. В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие. Архиепископ Новгородский Геннадий учинил розыск и, уличив нескольких еретиков, донес о них и о новой ереси великому князю. Вскоре еретики бежали в Москву, где у них имелись могущественные покровители. Свт. Геннадий ревностно занялся розысками еретиков и искоренением ереси.


В 1490 г., после смерти митрополита Геронтия (1489 г.), на первосвятительскую кафедру был поставлен симоновский архимандрит Зосима, тайный последователь жидовствующих. Опасность для Руси была смертельной.


В октябре 1490 года свт. Геннадий направил антиеретическое послание к митрополиту, а затем – к нескольким верным архиереям, убеждая их требовать безотлагательного созыва Собора и самого строгого суда над еретиками. В том же месяце по общему требованию духовенства Собор открылся и анафематствовал еретиков. Однако этим ересь не была сломлена и продолжала распространяться: ведь на русском первосвятительском престоле находился еретик, а при великокняжеском дворе жидовствующие сохраняли прежние позиции.


В это время (около 1493 г.) по призыву Новгородского святителя на борьбу с жидовством со всей силой пламенной веры и ревности о Господе встал прп. Иосиф Волоцкий. Он видел, что призывы свт. Геннадия к верховной власти об искоренении ереси не достигают результатов, и пошел по иному пути: обращался к епископам, монахам, благочестивым мирянам с воззванием противостать злоумышленникам. Голос прп. Иосифа не остался одиноким, епископ Нифонт и другие архипастыри поддержали его, и 17 мая 1494 г. Зосима вынужден был оставить первосвятительский престол. Но, несмотря на это, влияние жидовствующих по-прежнему пронизывало все слои придворной знати.


Для борьбы с лжеучением новых христоненавистников прп. Иосиф составил первый русский свод православного богословия, позже получивший навсегда закрепившееся за ним и удивительно точное название «Просветитель». Опровергая жидовствующих, преподобный Иосиф коснулся всех важнейших сторон вероучения. «Просветитель» собрал в единое целое, подчиненное общей полемической задаче, фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и из истории Церкви. В этой книге «каждый, с помощью Божией благодати, без труда найдет все необходимое для обличения еретиков».


Непреклонное мужество, стойкость, верность догматам Православия, проявленные святителем Геннадием, преподобным Иосифом, верным архипастырями, пастырями, иноками и мiрянами Русской Церкви в сражении с жидовствующими еретиками, принесли свои плоды. Политическая расстановка сил в пользу еретичествующей знати вскоре изменилась.
В конце 1504 г. был созван новый собор против еретиков. Прп. Иосиф был главным их обличителем. Великие князья Иоанн III (покаявшийся за симпатии к еретикам) и сын его Василий Иоаннович «с отцом своим митрополитом Симоном обыскали еретиков и повелели злых казнить смертною казнию».


Собор 1504 года определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия...

Церковь наша, тревожимая ныне еретиками и раздираемая раскольниками, нуждается в твердом против них оружии. Таким оружием и является слово прп. Иосифа Волоцкого, который в своем «Просветителе» не только разоблачил конкретную ересь 15-го века, но, защищая Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению, – будут ли это латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление «нового религиозного сознания».

Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!

 

По материалам газеты Саввино-Сторожевского монастыря
«Саввинское слово» v 1, 2004 г.




Написать комментарий