ДА БУДЕТ ВО ВСЕМ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ: Из наставлений преподобного Никона Оптинского

ДА БУДЕТ ВО ВСЕМ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ: Из наставлений преподобного Никона Оптинского

Как молиться во время страданий

 

… Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойная по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!

Эту молитву советуется произносить одну за другою, не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и стоя или сидя произносить эту молитву. Это – прекрасное врачество для скорбящей души. Оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения пред Ним, произносить молитву все-таки нужно, хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет с сердце человека.

14 октября 1923 года. Оптина пустынь

 

Что делать при раздражении и злобе

 

Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя), и ради его святых молитв помоги мне, грешной. От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без внешних молитвенных проявлений, сидя, ходя, стоя, лежа – ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, не медля и не стесняясь местом, хотя, конечно, лучше уединиться и тогда уже помолиться.

 

Как молиться и благодарить Бога находящимся в беде

 

Боголюбивая девица Л.!

Божие благословение да пребывает над тобою вовеки! Письмо твое получил. Молись святому Николаю Чудотворцу и святому Спиридону Тримифунтскому. Ведь они скорые помощники и молитвенники наши. Им дана особенная благодать помогать находящимся в бедах, даже в безвыходных положениях. Помогут они и тебе. Конечно, со своей стороны ты делай что нужно. Я уже об этом сказал сестрице твоей, то есть что нужно сделать. Да хранит тебя Господь Бог под кровом Своей благости. За все благодари Бога. В поучении, читаемом на службе «Похвала Богородице» Великим постом, сказано, что необходимо благодарить Господа за все бывшие на нас милости Его, ибо когда благодарим за бывшие милости и благодеяния, то, так сказать, уготовляем свою душу для понятия новых благодеяний и милостей, из этого ясно, что ропщущие и неблагодарные лишаются новых благодеяний Божиих. Убойся этого и всегда за все благодари Бога, ибо у Господа милость и многое у Него избавление. Никто не сможет утешить, если Господь не утешит. Поэтому, если утешилась ты в Козельске, благодари Бога, а люди – ни при чем. Они лишь сознательные и несознательные большею частью исполнители Божественных велений.

21 ноября 1925 года Козельск

 

Как жить мирянам

 

«Если ты миряныня – живи среди мирян и твори дела их…» Это надо понимать так: всякому виду христианского жития свойственны свои добродетели и занятия.

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни.

Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но даже грех, если, например, в отсутствие матери ребенок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать.

Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей. Она обязана угождать Богу делами, ей свойственными: терпением тягот семейной жизни, посильной молитвой, посильной милостыней, учением и воспитанием детей, соблюдением постов, хождением по праздникам в церковь, удалением от ропота, сплетен и тому подобное.

Таким образом, удаляясь всякого греха, и мирянин, и монах, и всякий христианин сможет в духе стяжать христианское настроение и добродетели, для всех необходимые, например, – смирение, терпение, покорность воле Божией, независтливое сердце, веру несомненну, любовь нелицемерну и тому подобное.

Ибо христианство одно, и монашество есть только высшее его проявление, но не отдельное от него.

Поэтому кто не обязан различными делами и обязанностями мирскими по своему положению, тот и в миру может быть почти монах. А были и высокие примеры христианской жизни и без монашества, например истинные юродивые, странники, затворники и тому подобное. Прочти в житии преподобного Макария Египетского в славянской Минее-Четьи, 19 января, про двух женщин, угодивших в семейной обстановке Господу Богу.

Спасайся, чадо мое. Господь да будет тебе помощник. Желаю тебе милостей Божиих.

27 июля 1926 Козельск

 

Боголюбивая раба Божия Х.!

… Отвечу на кое-что из твоих вопросов.

«Что составляет телесное делание?»

Бдение – значит, бодрствование, неспание, трезвенное состояние с целью занятия каким-либо духовным деланием, например молитвою.

Поэтому всенощная, то есть всенощное, в продолжение всей ночи, моление под праздники, по уставу называется «всенощное бдение».

Нищета в перечислении телесных деланий разумеется в смысле скудости и бедности во всей обстановке жизни, в пище, одежде, помещении и прочее.

Молчание есть неговорение, а безмолвие – от молвы удаление, суеты, многозаботливости.

Молчащими устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое нужное, не перестанет быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности.

«Невозможно уму безмолвствовать без безмолвия телесного». Это значит, что кто по жизни своей не удаляется от суетных занятий и забот, тот не может и ум свой заставить быть вне всяких сует. Например, человек, пришедший на базар, разве сможет удержаться, чтобы не подумать о чем-либо суетном, когда видит эту суету. Разве может купец, или учитель, или еще кто-либо из занимающихся общественным делом, тем более житейским, не заботиться, не волноваться, не разговаривать о своем деле, а все эти волнения и заботы без участия ума человека невозможны, поневоле ум оставляет безмолвие. Безмолвие – дело отрекшихся от мира.

Затем вопрос: «Всем ли можно надеяться на прощение, помилование и заступление от Господа?»

Да, всем. Кто ко Господу притекает, тот от Господа милость и получает. Кто не притекает. тот и не получает. Притча о блудном сыне ясно все доказывает.

Кто сомневается в милосердии Божием, тот даже погрешает. Другое дело – по сознанию своего недостоинства, от сознания множества грехов своих считать себя недостойным. Это хорошо. Но, считая себя недостойным, все же надо надеяться на милосердие Божие. Пред Господом все – грешники. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. – Не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142: 2). А Господь милостив. Надеющийся на Господа не постыдится. Просите, и дастся вам. Проси и ты милости Божией, и Господь тебя не оставит. Смиряйся, кайся во грехах и считай себя грешницей, – и Господь подаст тебе Свою милость.

28 июля 1926 г Козельск

 

Как избавиться от скорбей

 

Боголюбивая девица Л., чадо мое!

Решаюсь написать тебе мое мнение, основанное на чтении святоотеческом и личном опыте.

Я пришел к заключению, что скорбь есть ни что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли.

Чтоб скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях.

Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас.

Предайся воле Божией – и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу.

 

Преподобный Никон Оптинский

Написать комментарий