Возлюбили Господа больше жизни

Возлюбили Господа больше жизни

Священномученик Николай родился 1 сентября 1876 г. в семье потомственного священнослужителя, диакона Агафонникова Владимира Яковлевича, и супруги его Марии Андреевны, происходившей также из духовного сословия. В их доме царили мир и покой. Они отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью, старались воспитать эти качества и в своем сыне.

Мария Андреевна обладала редкой добротой, глубокой верой и с детства приучала сына к искренней молитве, приводя в пример слова святителя Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна.
С самого раннего детства мальчик приобщался к церковной жизни при храме в своем родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. С шести лет он с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и шестопсалмие. В это же время он так серьезно и ответственно нес послушание пономаря, что прихожане удивлялись смышлености мальчика, усердию и аккуратности в исполнении обязанностей, внимательности, с какой помогал он отцу при богослужении.

В начальной школе учиться мальчику было интересно и легко. В 1887 г. Коля Агафонников поступил в Вятское Духовное училище, показав отличное знание церковно-славянского языка. Как и в школе, он отличался серьезным отношением к занятиям и примерным поведением.

В 1898 г. Николай был зачислен воспитанником Вятской Духовной семинарии и одновременно стал псаломщиком Никольского собора города Слободской Вятской губернии. Он читал много духовной литературы, в особенности труды святых отцов и известных подвижников, лелея мечту посвятить себя духовным подвигам на ниве пастырства.

В возрасте 23 лет Николай Владимирович Агафонников женился на Нине Васильевне Федоровой, и в том же 1899 г. Преосвященным епископом Вятским Алексием (Опоцким) был рукоположен в сан священника.

Первый приход отца Николая находился в селе Загорье Вятской губернии. Приняв на себя высокий подвиг служения Церкви Божией в сане священника, в пастырской деятельности он руководствовался законом любви, залечивая сердечные раны людей, облегчая их горе участием и советом, радуясь вместе с ними их удачам. Разъясняя Священное Писание, батюшка старался учить прихожан жить по заповедям Христовым. Ко всем он относился с неподдельным вниманием и заботой, и люди проникались к нему большим доверием. Отец Николай прослужил здесь приходским священником 17 лет. Любимый и уважаемый пастырь не только поучал и наставлял в православной вере прихожан, занимался нравственным воспитанием молодежи, но и давал советы по житейским вопросам, помогал преодолевать трудности в смутные предреволюционные годы, когда народ так нуждался в молитвенниках и утешителях. Священник нередко помогал в приобретении предметов первой необходимости, лечил прихожан, покупая для них лекарства. Со всей полнотой любящего сердца он отечески заботился о благе и спасении прихожан.

Годы революционной смуты застали семью отца Николая в Вятке. Как истинный пастырь он не покинул приход, несмотря на претерпеваемые бедствия.

Ревностные строители новой жизни считали, что денежные пожертвования и другие церковные доходы от совершения богослужений и треб, составляют огромные накопления и священники их где-то прячут. Под видом помощи голодающим у отца Николая провели обыск. Какие несметные богатства могла скрывать семья приходского священника, состоящая из 10 человек, где трудился только глава семьи и работал не ради накопления материальных ценностей.

В феврале 1923 г. отец Николай был арестован в Вятке по подозрению в контрреволюционной деятельности и препровожден в Москву на Лубянку. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, он был отпущен за недоказанностью обвинения.

Несмотря на все сложности и опасности священнического служения при советской власти, отец Николай не оставил своего креста - не отказался от сана, не перешел в обновленческий раскол. Выйдя из Лубянской тюрьмы, он по-прежнему добросовестно и усердно исполнял лежавшие на нем пастырские обязанности.

Перебравшись в 1927 г. поближе к своим взрослым детям, в Подольский район Московской области, он служил сначала в селе Ворсино, а позже с 1930 г. являлся настоятелем Покровского храма села Ерино и благочинным Подольского округа.

На новом месте служения он с терпением воспитывал в пасомых любовь к Богу и Церкви. Исполняя должность благочинного, отец Николай ревностно следил за соблюдением церковных правил.

Где бы ни служил отец Николай, везде его любили. Он внушал уважение своей участливостью, духовной стойкостью и бесстрашием.

В октябре - ноябре 1937 г. по инициативе Подольского районного отделения УНКВД по Московской области начались массовые аресты "антисоветского и контрреволюционного элемента" в Подольске и Подольском районе. Конечно, это не могло не коснуться Подольского благочинного, митрофорного протоиерея, имевшего большой авторитет среди священников и прихожан.

Показания против него дали люди, пользовавшиеся его гостеприимством и вниманием. Он же на следствии не оговорил никого.
- С кем Вы имеете общение из служителей культа в Подольском районе?
- Как благочинный, имею общение по службе со всеми священниками по Подольскому району, близких же отношений я ни с кем не имел.

В предъявленном обвинении протоиерей Николай виновным себя не признал. 3 ноября 1937 г. заседанием Тройки при Управлении НКВД СССР по МО Агафонникову Николаю Владимировичу по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания - расстрел.

5 ноября 1937 г. приговор привели в исполнение на полигоне Бутово под Москвой.

Протоиерей Николай Агафонников реабилитирован 21 февраля 1994 г.

Память священномученика Николая совершается в день его мученической кончины 23 октября (5 ноября) и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем; а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 февраля (7 февраля).

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА (АГАФОННИКОВА)
Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 г. в семье диакона Свято-Троицкой церкви села Медяны Вятской губернии Владимира Яковлевича Агафонникова.

В 1903 г. по окончании 5 класса Вятской Духовной семинарии Александр был определен учителем Сычевской церковно-приходской школы Вятского уезда. В том же году Преосвященным Никоном, епископом Вятским и Слободским он был переведен на диаконскую вакансию в церковь села Кырчан, а в 1904 г. рукоположен в сан диакона, продолжая служить законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы.

Вскоре диакон Александр был определен на священническую вакансию в село Тойкино Сарапульского уезда, а 29 октября 1906 г. рукоположен в сан иерея.

В последующие годы он не переставал служить на ниве народного просвещения: заведовал Кукулинской церковно-приходской школой, где преподавал Закон Божий, с 1907 г. преподавал в Тойкинском земском училище, с 1908 г. заведовал Монастыршинской церковно-приходской школой, был законоучителем Втюринского (с 1909 г.), Агаповского (с 1911 г.) и Машаевского (в 1911 г.) земских училищ. В 1911 г. был избран депутатом от духовенства Орловского уезда на епархиальный съезд, а в 1913 г. - депутатом на Окружной училищный съезд.

В 1914 г. отец Александр был перемещен в церковь села Спасо-Талицы Орловского уезда. С 1915 по 1917 г. неизменно избирался депутатом епархиального съезда, в 1917 г. избран благочинным. Служение отца Александра было отмечено церковными наградами: набедренником в 1912 г., за труды по церковно-школьному делу - благословением епископа с грамотой в 1914 г., скуфьей - в 1917 г.

С 1918 г. отец Александр служил в Вятке.

В 1919 г. с матушкой Ниной Николаевной и тремя сыновьями отец Александр переехал в город Котельнич, где служил в Спасо-Троицком соборе до своего ареста 6 января 1927 г.

Подробную картину служения отца Александра в 20-годы дают документы его следственного дела. Священник Александр Агафонников в 1926 г. как благочинный, "сгруппировав вокруг себя реакционный элемент из духовенства города Котельнич и монашек, повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда \'старого православия\' для более усиленной борьбы с так называемой группой обновленческого духовенства и довел работу по организации в г. Котельнич специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 г. в г. Котельнич приехал епископ Флавиан, который вскоре за антисоветскую деятельность в Ижевске Коллегией ОГПУ был выслан в ссылку.

Перед арестом епископ Флавиан дал Агафонникову строгий наказ держаться за "старое", быть стойким и не бояться никаких угроз со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника управляющего епархией...
Будучи реакционно настроен против соввласти, он, Агафонников, в церкви устраивал посвященные страдальцам за веру православную молебны, на которых демонстративно произносил тосты: многолетия страдальцам за веру православную, изгнанникам архиепископу Павлу, епископам Виктору и Флавиану, этим самым фанатично верующую публику натравливал на существующий государственный строй.

После приезда в Котельнич митрополита Кирилла (Смирнова) Агафонников... способствовал агитации... среди верующего населения о прибытии в Котельнич "святого митрополита" и паломничества к нему той же публики. Пытался организованные монастыри использовать среди верующей публики для агитации \'за старое\' и мобилизации мнения верующей публики в пользу лиц осужденных соввластью за контрреволюционную деятельность".

За пастырской деятельностью отца Александра внимательно следили. На его квартире сначала был арестован митрополит Кирилл в 1926 г., а затем в 1927 г. и он сам.

28 марта 1927 г. отец Александр был приговорен к высылке в Сибирь сроком на три года. По отбытии срока наказания он был лишен права "проживать в Московской, Ленинградской, Харьковской, Киевской, Одесской областях, в Дагестане и Татарстане с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года". Три года после высылки он находился под гласным надзором в Кирове.

В 1933 г. отец Александр с помощью своего брата, священника Николая, проживавшего в селе Ерино Подольского района Московской области, устроился служить священником поблизости, в селе Лемешеве.

14 сентября 1937 г. отца Александра арестовали во второй раз и заключили в Серпуховскую тюрьму. Он был обвинен "в проведении активной контрреволюционной деятельности против существующего строя". В предъявленном обвинении отец Александр виновным себя не признал.

10 октября 1937 г. Тройка НКВД вынесла приговор отцу Александру - высшую меру наказания. 14 октября 1937 г. священник Александр Агафонников был расстрелян и похоронен в безвестной могиле. В 1957 году отца Александра реабилитировали.

Память священномученика Александра совершается в день его смерти - 1 (14) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА (ВОРОНЫ)
Священномученик Петр родился 30 июня 1884 г. в благочестивой православной крестьянской семье Иосифа и Лидии Ворон, проживавших в Российской Империи на территории Царства Польского, в селении Бакуры Волковыского уезда Гродненской губернии.

Окончив сельскую школу, Петр Иосифович покинул родительский дом и переехал в Москву, где подвизался певчим в разных храмах. Так продолжалось почти 6 лет.

6 апреля 1912 г. по благословению священномученика Владимира (Богоявленского), тогда митрополита Московского и Коломенского, регент Петр Ворона был назначен исполняющим обязанности псаломщика при церкви Святителя Николая Чудотворца села Кувекина Подольского уезда Московской епархии.

Условия, в которые попал псаломщик, "народный регент", Петр Ворона были непростыми. Вынужденные частые перемены клириков церкви создавали напряженную атмосферу в приходе. На освободившееся место псаломщика претендовали несколько кандидатур. Выбор настоятеля Никольского храма в Кувекине священника Владимира Смирнова был сделан в пользу Петра Вороны. В это же время на приход определили нового диакона Александра Архангельского. С приходом в Кувекино диакона Александра и регента Петра среди причетников установилось братское согласие. В 1912 г. Петр Иосифович женился на Анне Дмитриевне Воиновой.

В декабре 1915 г. псаломщик Петр Ворона получил новое назначение к церкви Успения Пресвятой Богородицы в село Александрово. На этом месте отец Петр прослужил более 10 лет. У псаломщика Вороны была большая многодетная семья, и тем не менее его дом в Александрове во время мировой войны 1914 г. стал прибежищем для односельчан из Западного края, бежавших от вражеских войск вглубь России.

В Подольске, одном из промышленных центров Московской губернии, рабочие крупных заводов активно участвовали в революционном движении и после большевистского переворота вместе с властями принялись устанавливать "новый" порядок, где не было места Православной Церкви. В Подольском Управлении исполнительного комитета (УИК) после январского 1918 г. Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви спешно организовали "церковный стол" для инвентаризации церковной собственности и организации усиленного налогового давления на церковные общины.

В 1923 г. П.И. Ворона был осужден Народным судом Подольска на год лишения свободы, просидел в тюрьме 3 месяца, а затем по кассационной жалобе прихожан, крестьян села Александрова, его выпустили на свободу.

В 1926 г. семья Вороны по приглашению соборного протоиерея Сергия Левкиевского переехала в Подольск, где Петр Иосифович получил место диакона на вакансии псаломщика в Троицком храме. В 1929 г. отец Петр продал свой дом в селе Александрово и окончательно устроился в Подольске.

В 1929 - 1931 гг. отец Петр служил диаконом в Троицком соборе Подольска, а в 1931 г. его рукоположили в сан священника. Задавленный, как и прочее духовенство, непосильными налогами, лишенный вместе с членами своей семьи избирательных прав, отец Петр попробовал в 1931 г. легально, через посольство Польши в СССР, получить разрешение объединиться со своими родственниками (матерью, братом и сестрами), проживавшими на территории Польши (Западная Белоруссия), и переехать к ним на жительство. Понимая, что его действия могут осложнить и без того трудное положение духовенства городского собора, отец Петр с 1933 г. числился псаломщиком в сане священника.

5 августа 1937 г. Подольский горком ВКПб на своем заседании рассмотрел вопрос об организации районной орггруппы Союза воинствующих безбожников и утвердил план мероприятий организационно-массовой политической антирелигиозной работы. 14 августа на секретном заседании бюро горкома обсуждало вопрос об усилении антирелигиозной работы на заводах Подольска. В октябре - ноябре 1937 г. по инициативе Подольского районного отделения УНКВД по Московской области начались массовые аресты "антисоветского и контрреволюционного элемента" в Подольске и Подольском районе. В круг арестованных в первую очередь попало духовенство и активные верующие.

27 ноября 1937 г. НКВД арестовало отца Петра.
- "Следствие располагает данными, что вы изъявляли желание перейти советскую границу в Польшу нелегально, через Пинские болота. Изложите об этом подробнее, каким путем вы это хотели осуществить?
- Это я отрицаю.
- В каком году вы выехали из Польши.
- Из Польши я выехал в 1906 году.
- Следствие располагает данными, что вы являетесь завербованным в пользу Польши, признаете это?
- Это я отрицаю.
- Признаете ли вы себя виновным в том, что вы среди граждан города Подольска проводили антисоветскую агитацию?
- Признаю себя виновным в том, что я действительно к советской власти в 1931 г. был настроен враждебно, потому что она обложила меня непосильными налогами, и, говоря о тяжелой жизни в СССР, я хотел выехать в Польшу".

Со дня ареста отец Петр содержался под стражей в Серпуховской тюрьме, а затем его перевели в Москву, на Таганку.

5 декабря 1937 г. Тройка при Управлении УНКВД по Московской области приговорила священника Петра Ворону к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой.

Близкие отца Петра ничего не знали о его гибели. Когда административно высланная в Казахстан матушка Антонина Дмитриевна в 1958 г. запросила о судьбе репрессированного мужа прокуратуру и КГБ, Московское областное управление КГБ ответило, что П.И. Ворона умер в заключении 11 декабря 1941 г. от перитонита.

Память священномученику Петру (Вороне) совершается в день его мученической кончины 28 ноября (11 декабря) и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 февраля (7 февраля).

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГИЯ (ФЕЛИЦЫНА)
Священномученик Сергий Васильевич Фелицын родился 18 февраля 1883 г. в селе Воронове Подольского уезда в семье, принадлежавшей к духовному сословию. В 1903 г. он окончил Перервинское духовное училище и был определен псаломщиком Преображенской церкви села Бужарова Звенигородского уезда.

В 1907 г. Сергий Васильевич был переведен в Воскресенскую церковь села Сертякина Подольского уезда, в которой прослужил до конца жизни. В 1918 г. он был рукоположен во диакона, а в 1921 г. в священники. В 1924 г. отец Сергий был награжден набедренником. С матушкой Верой Сергеевной отец Сергий растил четырех сыновей, дочку и внучку.

В селе Сертякино отец Сергий прослужил до своего ареста 27 ноября 1937 г.

Отец Сергий во время следствия содержался под стражей в Серпуховской тюрьме. Он был обвинен в активной контрреволюционной деятельности. На единственном допросе он себя виновным не признал, твердо отрицая все обвинения.
- "Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения проводили антисоветскую агитацию, направленную к дискредитации советской власти и партии. Изложите об этом следствию, - потребовал следователь.
- Виновным я себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что среди населения села Сертякино я антисоветской агитации не вел".

1 декабря 1937 г. на заседании Тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области было принято постановление: "Фелицына Сергея Васильевича - расстрелять".

Приговор был приведен в исполнение 15 декабря 1937 г. Священник Сергий Фелицын был расстрелян и погребен в безвестной могиле. В 1959 г. священник был реабилитирован. В протесте прокурора Московской области отмечено, что "показания свидетелей в обвинительном заключении приведены в сильно искаженном виде, что свидетельствует о фальсификации следственного материала".

Память священномученику Сергию (Фелицыну) совершается в день его мученической кончины 2 (15) декабря и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 февраля (7 февраля).


Жития новомучеников и исповедников Российских

Написать комментарий