В Пензенской области активизировались старообрядческие раскольники

В Пензенской области активизировались старообрядческие раскольники

В последнее время заметно активизировались старообрядческие раскольники всех толков. Лихорадочное прозелитическое оживление наблюдается во всех трех основных направлениях раскола: у поповцев, беспоповцев и единоверцев.

Снятый с позиций староверов фильм Досталя «Раскол» погубил совращением в старообрядчество множество душ наших несчастных соотечественников, однако весьма воодушевил главу раскольников лжемитрополита Корнилия.

Не отстают и беспоповцы – организуют концерты, издают активно свою полуеретическую литературу, распространяя свое заблуждение.

Но наиболее в прозелитизме среди православных христиан преуспели единоверцы. Вот программный текст «Старообрядчество и Единоверие» с портала «Евразия», перепечатанный из издания «Евразийское обозрение» № 10 за 2003 год Александра Дугина, прихожанина кафедрального храма единоверцев во имя святого Архангела Михаила, что в Михайловой слободе. В первом абзаце читаем: «Тема Единоверия очень важна, несмотря на весьма сложное отношение к ней со стороны самих староверов, традиционно считающих это уловкой Московской Патриархии против них. На самом деле история Единоверчества, напротив, представляет собой стратегическую линию привития Старой Веры (подлинного Православия к древу синодальной Церкви)».

По мнению Дугина, «на самом деле, Единоверие есть процесс - процесс внутрицерковной консервативной революции... Я убеждён, что только в единоверии как в процессе есть перспективы для оздоровления Русской Православной Церкви, возможность вернуться на твердую незыблемую почву, вне которой наша Церковь обретается с конца XVII века».

 

Таким образом, единоверческие общины внутри Русской Православной Церкви, злоупотребляя поддержкой нашего (канонического) священноначалия, фактически производят раскольничью революцию. И у них имеются успехи на этом поприще. Например, второй по величине город Пензенской епархии Кузнецк. Именно там, к несчастью, нашел приют старообрядческий начетчик Владимир Яшин. Это довольно известная личность в церковных кругах, особенно кузнецких, саратовских, сызранских, а теперь уже и московских. Везде, где он появлялся впервые, православные священники и прихожане буквально таяли от его обаяния, прельщаясь мнимым благочестием Яшина, его эрудицией и «бомбардировкой любовью». Но неизменно, во всех вышеозначенных городах, за исключением Москвы, общение православных священников и верующих с ним оканчивалось смутой, скандалами и конфликтами. Причем, как выяснилось, такова же реакция на него и у старообрядцев. Например, из Саратова он вместе с семьей эвакуировался в течение 24-х часов после того, как местные раскольники его припугнули.

 

Но в Кузнецке Яшин задержался дольше всего, хотя и тут не обошлось без скандалов. Для виду присоединившись к Русской Православной Церкви через единоверие, он развернул лихорадочную прозелитическую деятельность среди прихожан местных православных храмов, щедро одаривая их дорогими подарками. До времени ему удавалось обманывать местное духовенство обещаниями привести в единоверие сотни, если не тысячи старообрядцев со всего Поволжья. А сам он за этот период «обещаний» сколотил вокруг себя секту из нескольких экзальтированных, склонных к бесовской прелести дамочек, которые ранее являлись прихожанками православных храмов города. Неизвестно, чем Яшин их приворожил, но когда наступил момент прозрения и местное духовенство призвало Яшина к ответу, то он покинул Никольский приход, выделенный под единоверческий храм, а вместе с ним ушли из церковной ограды и эти заблудшие овцы стада Христова. И если раньше они еще заходили в православные храмы, то после этого их «святилищем» стал дом начетчика. То есть Яшин в малом виде воплотил в жизнь революционную программу Дугина. Хотя настоящую революцию ему устроить все-таки не удалось. В местном духовенстве пробудилась здоровая ревность по Бозе и прозелитизм старовера пресекли.

На время смута улеглась, но, как оказалось, ненадолго. Имея влиятельных покровителей в Москве, новоиспеченные старообрядцы во главе со своим начетчиком начали писать им доносы и челобитные. В то же время и некоторые местные православные священнослужители не вразумились первым уроком, преподанным им Яшиным, и ходили к нему мыться в баню. Кстати, этот момент ярко характеризует методы начетчика.

Новая эпоха для кузнецких единоверцев началась с учреждением в Кузнецке епископской кафедры и назначением на нее молодого епископа. На бедного владыку так надавили покровители раскола из Москвы, что он вынужден был вместе со своим помощником навестить церковного революционера в его доме. На этой встрече был положительно решен вопрос о строительстве единоверческой часовни или даже храма в городе, где кроме Яшина и нескольких старушек-прозелиток практически нет старообрядцев.

Таким образом Яшин продолжил работу над воплощением своих планов по организации старообрядческой революции в церковной среде города Кузнецка. И он уверенно продвигается к своей цели, подчиняя своему влиянию даже епископат Русской Православной Церкви.

 

При этом всего лишь в каком-то километре от города в селе Поселки находится «митрополия» раскольников во главе с «митрополитом» Тихоном, много лет базировавшаяся в местном храме святого великомученика Димитрия, хотя этот приход ранее был православным. Однако из-за чрезмерной доверчивости местного духовенства к различным сомнительным личностям он на долгие годы оказался оторванным от Русской Православной Церкви и только последние два года начал постепенно возвращаться к исходному состоянию – в ограду святой Церкви. Но «митрополия» осталась, и большая часть посельских прихожан продолжает рьяно поддерживать раскольников.

 

Теперь у Кузнецка появился шанс стать кафедральным городом еще одной «митрополии». Ибо, навербовав достаточное количество православных прихожан, Яшин легко может вернуться в раскол. А планы у него, как видим, наполеоновские. И тогда кузнечане, интересующиеся Православием, встанут перед вопросом, за каким епископом из трех им идти. И совсем не факт, что они выберут православного Владыку.

 

В заключение хотелось бы загадать читателю загадку: сколько еще нужно Яшину совратить в старообрядчество православных людей, чтобы местное священноначалие раз и навсегда пресекло его прозелитическую деятельность среди верующих?

Андрей Кузнецов

Написать комментарий