Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение»

Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение» изображает по существу тайну Рождества Христова. В седьмой главе пророка Исаии рассказывается о том, как осаждаем был со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали как листья на сильном ветру. Однако, пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7, 14), что значит, с нами Бог.
Это событие говорит не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех страшных испытаниях, которым подвергаются люди, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас обычно бывает либо самонадеянное упование на свою собственную силу, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее - ложное смирение, когда человек наполнен такого уныния, что не решается уже обращаться ко Господу и просить у Него помощи.

Мы слышали сегодня за богослужением ирмосы канона «Волною морскою», которые говорят нам о тайне Божественного истощания, о том, что Бог становится человеком. Наше вступление в эту тайну связано со многими испытаниями, со многими искушениями, о которых слово Божие говорит, что мы должны их принимать с великой радостью, зная, что искушение, как говорит Апостол Павел, производит терпение. А терпение делает нас совершенными. И каждый человек с неизбежностью проходит через эти испытания. Он может, например, испытывать великие разочарования в том, на что сильно надеялся. Или его могут посетить какие-то страшные беды или великие соблазны. Человек может пройти волною морскою через гонения вместе со всей Церковью, через смерть, которая вне зависимости от времени неминуемо посещает каждого. И каждый из нас в своей личной жизни призывается научиться подлинному терпению, которое приводит к совершенству.
Мы знаем, что сегодняшний праздник связан с событием, которое произошло в XII веке - в 1170-ом году, когда Новгород тоже был осаждаем объединенными войсками русских князей, которые хотели проучить вольных новгородцев и подчинить их себе, уповая на свои только собственные силы. А новгородцы, находясь в безысходном положении, понимая, что нет им никакого спасения, все упование возложили на Господа и на Его Пречистую Матерь. Икона Божией Матери «Знамение» была вынесена ими из храма и обнесена крестным ходом вокруг городских стен. И когда во время штурма города туча стрел полетела на новгородцев, то одна из них ударила и иконописный лик Богоматери, и из глаз Пречистой Девы Марии истекли слезы. От этого удара Божия Матерь на иконе повернулась Своим ликом к новгородцам, как бы отвернувшись от наступавших, которых Новгородская икона «Знамение» охватил страх и смятение, и они, как оцепенелые, замерли. А новгородцы, увидев, что Божия Матерь смотрит на них, и чувствуя Ее благодатное заступничество, устремились на своих врагов и нанесли им сокрушительное поражение.
Можно проводить много параллелей по отношению к тому, что совершается сегодня с нашим народом, с нашим Отечеством. И мы не должны забывать о том, что происходит лично с судьбой каждого из нас во всех испытаниях, которыми посещает нас Господь. Но всегда есть только одно избавление, и другого нет, ест только одно знамение нашей победы над всяким злом, над всякой опасностью, над самой смертью. Это - Божия Матерь, Которая во чреве приняла Бога Превечного, Еммануила, что значит «С нами Бог»!
И это знамение явлено в бесчисленных списках Ее чудотворных икон, начиная с самой древности. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Божией Матери, Которая молитвенно воздевает Свои руки и держит на коленях Младенца Иисуса, благословляющего людей. И византийский образ VI века в Никопее, где Божия Матерь восседает на троне и перед Нею щит, на котором изображен Спас Еммануил.
Вот наш щит, вот наша стена неодолимая, вот наша победа во всем, что совершается с жизнью лично каждого из нас, с нашим народом, с нашей Церковью, со всем миром. «С нами Бог, - будем мы воспевать в дни Рождества Христова песнь пророческую, ветхозаветную, - разумейте, языцы, и покаряйтеся. Яко с нами Бог!» - вот наше новозаветное исповедание. Христос среди нас и в нас, и в нашей жизни, и в нашей смерти. И мы с Ним в Его победном воплощении, крестной смерти и Воскресении. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов

Написать комментарий