О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении, при помощи благодати Божией, целомудрия и кротости

О борьбе со страстями блуда и гнева и о достижении, при помощи благодати Божией, целомудрия и кротости

Проповедь архиепископа Серафима (Соболева) в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение... Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших... совлекшеся ветхаго человека с деяньми его и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его (Кол. 3, 5. 8-10).

Такия слова ап. Павла св. Церковь предложила нашему вниманию сегодня за литургией на апостольском чтении. Здесь св. Апостол увещевает нас, чтобы мы умертвили, т. е. совершенно уничтожили свои страсти, перечисляя их в разнообразных видах. Но главным образом в данных апостольских словах имеются в виду две основныя страсти: блуд и гнев. По учению св. отцов, от них мы более всего страдаем и губим себя. Оне искажают в нас образ Божий и делают людей подобными неразумным тварям. Зато победивший эти страсти уподобляется Самому Богу, совлекаясь ветхаго человека и облекаясь в новаго, по образу своего Создателя.
Великаго подвига требует от нас ап. Павел. Трудность его поймет тот, кто добросовестно боролся с этими страстями. О борьбе с первой из них св. Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно выступать против меча и не быть раненым, идти по раскаленным угольям и не обжечься.
Но не менее тягостна и борьба со страстью гнева. Мы можем даже сказать, что здесь требуется от нас бóльший подвиг, ибо многие подвижники, сохранившие девство и достигшие целомудрия, не могли победить в себе страсти гнева. На это именно обстоятельство Господь указывает в притче о десяти девах. По словам св. Иоанна Златоуста, пять из них названы Господом неразумными не потому, что оне не сумели сохранить своего девства. Нет, оне его сохранили, почему Господь и называет их девами. Свое неразумие оне проявили в том, что оказались без елея, т. е. без любви, в силу своего самолюбия и его прямого порождения — гнева и злобы. И если подвиг девства является для всех поразительным, то еще более поразительным является подвиг стяжания кротости, которая совершенно уничтожает гнев.
Может быть, некоторые скажут: нельзя к нам, слабым и немощным людям, предъявлят такия требования, ибо быть девственно-чистыми и кроткими, это значит, идти против своей природы и победить ее, чего слабый, ничтожный человек сделать не в силах.
Что же сказать нам на это? Если бы, действительно, мы не могли достигать святости, то Господь не сказал бы нам: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Матф. 5, 48; ср. Лев 11, 44). Тогда и ап. Павел не требовал бы от нас нравственнаго совершенства в ныне слышанных нами его словах. Если же Спаситель и Его величайший Апостол призывают нас к святости и, в частности, к целомудрию и кротости, то значит, есть в нас соответственно этим величайшим подвигам и величайшая сила. О ней сказал Господь ученикам перед Своим вознесением: Се Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Силу эту Он послал им в пятидесятый день в виде огненных языков. Сия божественная сила сообщается с тех пор каждому православному христианину в таинствах Церкви и прежде всего в таинствах крещения и мѵропомазания. Она есть благодать Св. Духа, при помощи которой мы можем совершать великие подвиги жизни христианской, чтобы совлечься ветхаго человека и сделаться новою тварью во Христе. Вот почему ап. Павел в послании к Титу сказал: Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11-13).
К сожалению, не все православные христиане, имея в себе эту благодатную силу, пользуются ею для своего спасения. Поэтому она, как божественная искра, только тлеет в нас под пеплом наших безчисленных страстей. Да не будет сего с нами. Мы должны помнить слова ап. Павла, сказанныя ученику его Тимофею: воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе (2 Тим. 1, 6). Будем через исполнение заповедей возгревать в себе эту благодать так, чтобы она горела в нас ярким пламенем своего божественнаго огня и мы могли быть действительно духовным светом для мира, согласно словам Христа (Матф. 5, 14).
Так пользовались этою внутреннею благодатию угодники Божии. И мы видим в их жизни множество примеров, как они, при помощи благодати, совершали величайший подвиг умерщвления в себе плотской страсти, чтобы быть подобными Ангелам по чистоте и невинности. Несказáнно трудно было Марии Египетской в пустыне в течение 17 лет бороться с этой страстью, в особенности после ея нечистой жизни. Но чем более она укреплялась в решимости лучше умереть, чем изменить Христу нечистотой, тем более благодать Божия действовала в ней и, наконец, она достигла такой победы над естественным законом своей плоти, что получила от Господа дарование побеждать законы и внешней природы. Вот почему она переходила через Иордан, как по суше, а когда молилась — возвышалась над землею.
При помощи благодати святые люди совершенно побеждали и страсть гнева. Преподобный Моисей Мурин, бывший ранее разбойником, под действием благодати Божией переродился до такой степени, что своею кротостью и детским незлобием приводил в умиление всех иноков своей обители.
Несомненно, и каждый из нас мог бы так же спасительно пользоваться благодатию Божиею. И если мы не перерождаемся при помощи сей благодати, то в этом виноваты мы сами, т. к. не имеем решимости стать на безповоротный путь святой жизни. Некогда преп. Серафима Саровскаго спросили, почему теперь так мало стало подвижников в Церкви Христовой. «Потому, ответил св. Серафим, что в людях не стало решимости, а благодать Божия одна и та же».
Да вдохнет Господь в сердца наши решимость вступить в подвиг борьбы со страстями и в особенности, с блудом и гневом, к чему призывает нас нынешнее апостольское чтение. И чем скорее возсияет в нас эта решимость, тем скорее начнет действовать в нас благодать Божия и мы по опыту узнáем всю радость и красоту жизни святой, ибо тогда исполнятся над нами слова Иисуса Христа: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (будет совершенна) (Иоан. 15, 10-11). Аминь. 

Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии в 1921 г. 
Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. — София, 1944. — С. 6-9. 
http://slovo.russportal.ru

Написать комментарий