О борьбе с воображением

О борьбе с воображением

Памятью и воображением сохраняется в человеке все чувственное, которое он видел, слышал, обонял, вкушал и осязал. Поэтому, в жизни нашей должны иметь большое значение и память и воображение, как силы, ведущия наше сердце по тем же хорошим и опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом. Но так как строй светской жизни извращает наши внешние чувства, то не трудно понять, какое величайшее зло приносят людям эти могучие силы — память и воображение, сохраняя в уме и сердце столь много греховного, пагубного и так мало светлого и спасительного. Ввиду этого человеку необходимо бороться ради спасения с памятью и воображением более, чем со страстями и своими явными недостатками.
Воображение есть сила неразумная. Оно действует механически, как выражаются св. отцы, картинно, искусственно, по законам сочетания образов. Эта деятельность соответствует только такой светской жизни, которая сама искусственна и не имеет свободы. Воображение отвлекает людей от Бога, направляя внимание на все суетное, греховное и возмущает в человеке дух и доброе настроение. От воображения мы страдаем не только на яву, но и во сне. Таким образом, сохраняя в уме и сердце нашем все чувственное, плотское, воображение препятствует восхождению к Богу в духовной жизни, рассеивает мысли и оскверняет их нечистыми помыслами, воспоминаниями о прошлых падениях и наслаждениях. Это раздражает, отнимает покой и лишает благодати. Для духовной жизни воображение есть сила вредная и пагубная.
Однако если в светской жизни воображение приносит не только вред, но и добро, когда оно направляет человека к представлению о блаженстве будущей жизни, помогает перенестись в Небесный мир, то почему же в духовной жизни воображение только вредно?
Потому что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог — превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой диавол пользуется для погубления людей. Святые отцы говорят, что демоны чрез воображение входят в человеческие души и превращают их в жилища злых и богопротивных помыслов. Ум первого человека, пишет св. Максим, был чистый, безвидный и умственные предметы на него не действовали, но человекоубийца, диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать о том же. После того как человек ниспал в такое мечтательное состояние, всякие страсти родились в нем и он погряз во лжи. По выражению св. отцев, человек «наполнил нравоучение разными обольщениями, физику — многими лжеучениями, богословие — непотребными и нелепыми догматами и баснями. В человеке должна работать высшая сила души — ум, который и следует прежде всего очистить от страстей и воображаемых образов. И что особенно многобедственно, что они эту свою ложь заключили в объятия, держат крепко, как истину, выражающую действительность».
Возлюбленные! Не ясно ли, что не только духовные люди, желающие быть свободными от страстей, заблуждений и козней врага, должны мужественно бороться с воображением, но все люди — светские, двигатели наук, искусств, воспитатели юношества и государственные деятели — должны также вести внутреннюю брань с памятью и воображением всего чувственного, дабы избавить умы от нечистоты и воспринять истину чрез озарение Божественным светом! Свет Христов просвещает всех! Как учат св. отцы, «подвизайте хранить свой ум бесцветным, безообразным, безвидным и чистым, как создал его Бог».
Это достигается только одним: заключением ума в своем сердце. Надо возвратить ум витающий во внешнем мире в прежнее и естественное свое жилище, для того чтобы он исполнял свое назначение, молился вместе с сердцем, внимал действиям сердца, созерцал Бога, успокаивался в Нем и таким образом избавился от страстей, грехов и лжи. Для этого требуется заключить ум в тесное место, внутрь человека, дабы он не мог рассеиваться и развлекаться. Когда змий собирается сбросить с себя кожу, то он идет в тесное место и пробивается с усилием сквозь его. Так и ум, стремясь на путь спасения, пробирается сквозь сердце, с помощию непрестанной молитвы, совлекает с себя одежду воображения и делается чистым, светлым и годным к единению с Богом. Как лучи солнца бывают ослепительны и более жгучи, когда их собирают в одну точку, так и ум, сосредоточенный в своем сердце, делается светоносным и пожигающим воображаемые образы. Этим путем многие неученые и неграмотные сподобляются даров Святого духа, ибо Сам Христос сказал: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Лк. 10, 21), т. е. славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам.
Что ум наш должен быть заключен в сердце, это ясно потому, что страсти и помыслы кроются, по слову Христа, в сердце, откуда исходят и борют нас. Св. Григорий Богослов и многие другие св. отцы учат, что враги наши укрываются около сердца, ибо Господь Сам сказал, что после Крещения нечистый дух исходит из человека и опять возвращается в него, когда находит сердце свободным от благодати.
Итак, непрестанная молитва, помышление о Боге, о Царстве Небесном и пребывание человеческого ума в своем сердце способствуют очищению его и души от страстей, просвещению истинным светом, приобретению положительных знаний и помогают работе, добыванию средств к жизни, исполнению хотя бы многочисленных обязанностей. Если же ум витает во внешнем мире, увлекается воображаемыми образами и чувствами, то он бесполезен ближним, вреден себе и безплоден к жизни.
Имеющие уши да услышат, умом да разумеют и сердцем да познают великую истину, раскрытую Духом Божиим для всех желающих сознательно следовать по указанному Господом пути.
О, Боже! Правда Твоя — правда вовек, и закон твой — истина! Аминь.

Написать комментарий