ЛЮБАЯ ЛИ ПЕРЕПИСЬ БОГОУГОДНА?

ЛЮБАЯ ЛИ ПЕРЕПИСЬ БОГОУГОДНА?

Библейские свидетельства, о гневе Божием и наказании
 Что же касается проблемы Всероссийской переписи 2010г., то мы должны и ей дать правильную библейскую и святоотеческую оценку, уходя от двусмысленного толкования. Кстати говоря, в тексте «Разъяснений председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан» мы как раз и встречаемся с размытостью, двусмысленностью, уходом от глубокой и объективной оценки поднятых вопросов. Кстати относительно вопроса о переписи, даваемые ссылки на перепись при императоре Августе во времена Рождества Христова или на перепись при пророке Моисее после исхода из Египта (Числ.1, 1-2), выглядит весьма наивно. И высказанная точка зрения не имеет требуемой богословской глубины и осмысления. Давайте немного остановимся на этих библейских фактах.

Во-первых перепись израильского народа носила локальный характер, ограничивалась исключительно переписью колен израильского народа. Во-вторых, если даже не во-первых, она была непосредственным повелением Божиим. Согласно этому повелению исчислялись лишь лица мужского пола от 20 лет и выше «всех годных для войны  у Израиля». (Числ. 1, 2) В число переписываемых не входили левиты, или если использовать понятия нашего время, духовенство. (числ. 49-50) Чего требует и в обязательном порядке нынешняя перепись. Эти переписи, только исчисляли, но не переписывали состояние, положение людей, их доходы, как это делается сегодня. И по единодушному толкованию целью ветхозаветной переписи было вовсе не сбор персональных данных о человеке, не создание базы данных, а показать исполнение пророчества, данного Богом еще Аврааму об умножении его потомства, а также упорядочить весь народ израильский по коленам. Большинство святых отцов Церкви рассматривали подобные деяния в мессианско-пророческом смысле.

Кроме этой переписи книга Числ упоминает о повторной переписи, тоже проходившей по непосредственному повелению Божию, данному пророку Моисею (Числ. 26, 2), уже через 38 после первой. Какая была  цель у этой переписи?

Первая – знать численность родов и дать удел в Обетованной земле «по числу имен». «Кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее; каждому должно дать удел соразмерно с числом восшедших в исчисление».(Числ. 26, 54)  
Вторая - она была сделана и для того, чтобы удостовериться самим израильтянам в обетовании Божиим о том, что за проявленное неверие вышедших из Египта, никто из них не увидет земли Обетованной. И, действительно, «в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской. Ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне; и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина». (Числ. 26, 64-65)
Во Священное Писание Ветхого Завета нам также преподает пример переписи, вызвавшей гнев Божий. Это перепись, которая была поведена царем Давидом в конце его царствования. (2 Цар. 24. 1-25; 1 Паралип. 21). Более того, Священное Писание говорит, что данное предприятие было сделано по внушению царю Давиду демона: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». (1 паралип. 21, 1) «Не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля». (1 Паралип. 21, 7)
Кстати говоря, мы сегодня удивляемся происходящими в нашей стране природными катаклизмами: страшной жарой и пожарами, возможно надвигающимся голодом. Но чтобы понять, что все это не является стихийной и самопроизвольной природной аномалией, случайностью, следовало бы обратить внимание на те наказания, которые хочет наложить Господь на Израиль за проведенную перепись: «три наказания Я предлагаю тебе; избери себе одно из них, - и Я пошлю его на тебя...три года – голод, или три месяца преследуем будешь неприятелями твоими, или меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня – меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий в всех пределах Израиля». (1 Паралип. 21, 11-12)

Согласно Божественному откровению Бог не оставляет ни человека, ни созданный им мир без Его Промысла и попечения. Мир видимый, земля по учению Церкви созданы для человека, чтобы человек, созерцая красоту мира, прославлял своего Создателя. Но если грех становится нормой жизни человека, в жизни общества, то окружающая природа начинает на него восставать как на бунтаря против божественного порядка. Бог для вразумления  человека, для обращения от греха и богоборческого образа жизни посылает бедствия. Вот каков смысл часто происходящих природных аномалий. Все они - знаки вразумления Богом человека, способы образумления человека. Прп. Феодор Студит (IXв.), игумен самого известного в и самого большого в Константинополе монастыря, исповедник веры и бесстрашный защитник священных канонов в одном из своих слов объясняет именно так в те времена случившееся большое землетрясение: «Как, когда господин обращает гневный взор на раба, раб приходит в трепет: так истинный Владыка всего и Творец, перед Коим все твари предстоят, как рабы и рабыни, когда восхощет показать праведное негодование Свое на нас за грехи наши, всевидящим оком силы Своея грозно воззревает на тварь и творит ю трястися, чтобы мы, устрашившись и вострепетав, как рабы, навлекшие на себя гнев, уцемудрились и обратились к исполнению Его заповедей. Вот братия мои, коль страшана сила Его! Какого проявление негодования Его, и ярость гнева Его!»

Хотя менталитет современного человека если и признает существования Бога, то исключительно как некую высшую разумную безликую силу, которая не участвует в нашей жизни. То есть сознанию современного человека, и даже как это не странно, некоторым верующим людям, иерархам и профессорам присуще чисто деистическое сознание, которое не признает за Богом реальную личность, его правосудие. Однако Священное Писание говорит нам совершенно об ином – о долготерпении и любви Божией, но соединенными с Божественным правосудием.

Итак, Священное Писание Ветхого Завета нам вполне  ясно говорит о том, что не всякая перепись богоугодна. Она тогда угодна Богу, когда согласуется с Его всесвятой волей.


                 

Написать комментарий