За ревность в вере Христовой

За ревность в вере Христовой

Святой священномученик Александр, доблестно подвизавшийся и пострадавший за веру Христову, принадлежал к многочисленным ученикам, которых знаменитейший учитель церкви III в., Климент Александрийский1 собирал около себя в Александрии, и находился в тесной дружбе с Оригеном2. В начале III в. святой Александр был сделан епископом во Флавии, в Каппадокии3. В гонение Септимия Севера4 за ревность в вере Христовой он претерпел заключение в темнице, в которой томился несколько лет.
По освобождении из заключения, святой возымел желание поклониться святым местам в Иерусалиме5, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии, и, по ясному небесному откровению, избран соправителем престарелого патриарха Иерусалимского Наркисса6. В течение целого поколения, 38 лет святой Александр мудро управлял Иерусалимскою церковью с 212 по 250 г. Он был известен своею любовью к просвещению. При Иерусалимской церкви он устроил на свой счет значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей7. В гонение Декия святой Александр был вытребован в Кесарию Палестинскую8 на суд и там вторично исповедал Христа. Брошенный в темницу, он пробыл там довольно продолжительное время и там же предал дух свой Господу9.
 
 

Примечания:
1 Климент Александрийский — один из замечательнейших и знаменитейших христианских ученых первых веков (ум. в в 217 г.), катехет (учитель) знаменитого Александрийского, т.н. «Огласительного» училища, по своему положению в центре всемирной образованности и учености принявшего характер богословско-ученого образовательного заведения, привлекавшего в свои стены массы образованных слушателей.
2 Ориген — ученик Климента Александрийского, знаменитейший христианской учитель III в., первоначально бывший выдающимся из преподавателей Александрийского «Огласительного», училища. Св. Александр впоследствии, когда управлял уже Иерусалимскою церковью, по уважению и дружбе к Оригену позволил ему говорить поучения в своем присутствии в церкви Иерусалимской и за это позволение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа подвергся осуждению Димитрия, епископа Александрийского, врага Оригенова, но св. Александр указал ему на пример других церквей, после он даже рукоположил Оригена в пресвитера, через что опять возгорелся спор между ним и Димитрием.
3 Каппадокия — обширная область в восточной части Малой Азии. Флавия — один из городов Каппадокии.
4 Около 209—210 гг. — Септимий Север — римский император, царствовал с 193 по 211 г.
5 Это было в 212 г.
6 Наркисс патриаршествовал ок. 196 года и потом вторично в 212 г.
7 Этой библиотекой, между прочим, пользовался в свое время (в IV в.) и знаменитый церковный историк Евсевий, который и сохранил в своей истории сведения о жизни св. Александра Иерусалимского.
8 Кесария Палестинская — на восточном берегу Средиземного моря, один из богатейших и великолепнейших городов Палестины, получила свое наименование в честь Кесаря (Октавия) Августа от царя Иудейского Ирода, строившего повсюду города и храмы в честь Кесаря и украсившего Кесарию. Ныне — на месте прежнего великолепного города расстилается совершенная пустыня с одними грудами развалин.
9 Св. Александр Иерусалимский преставился в 261 г.

Написать комментарий