«НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ЗЛЫМ»: По поводу ответа митрополита Амфилохия на Открытое письмо епископа Артемия.

«НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ЗЛЫМ»: По поводу ответа митрополита Амфилохия на Открытое письмо епископа Артемия.

«Первое место дай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, безмолвно покоряйся ему; с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко», – наставляет свт. Григорий Богослов.

 

А  преп. Иоанн Лествичник пишет: «Душа, привязавшаяся ради Христа любовию и верою к пастырю, не отступит от него даже до крови; особенно же, если она получила чрез него исцеление своих язв, памятуя сказавшего: ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни ина тварь коя возможет нас разлучити от любве Христовой (Рим. 8, 38). Если же душа не привязалась таким образом, не утвердилась, не прилепилась, то удивляюсь, если таковой человек не тщетно пребывает в том месте, будучи соединен с пастырем притворным и ложным повиновением».

 

«Не соблазнись, если увидишь, что завистники бесчестят его или же заушают и влачат, но, как горячий Петр, возьми нож строгого слова (Мф. 26, 51) и отрежь не ухо только, но и язык покушающегося говорить против отца твоего или укорять его, то есть не позволяй ни слышать, ни говорить о нем худого. Если же и получишь запрещение, как тот, но все-таки за великую веру и любовь большую получишь похвалу. Если же, убоявшись как человек, и скажешь: "Не знаю Человека Сего" (Мф. 26, 72), то после плачь о сем горько, но не предавайся отчаянию, и я твердо верую, что он первый привлечет тебя к себе».

 

«Если увидишь, что он распинаем как злодей и от злых людей подвергается страданиям, то, если можешь, умри вместе с ним; если же нет, то не присоединяйся к злым, как злой и предатель, и не приобщайся к ним (в пролитии) невинной крови, и, как боязливый и малодушный оставив на краткое время пастыря, сохрани веру к нему. Если он будет разрешен от уз, прииди к нему опять и, как мученика, почти его еще более».

 

«Если же он во время искушений умрет, то, дерзнув, испроси тело его, и почти его более, чем тогда, когда предстоял ему живому, и, помазав миром, погреби оное благолепно, ибо если и не в третий день, но напоследок со всеми воскреснет. Веруй, что он с дерзновением предстоит пред Богом, хотя ты и положил его тело в гроб, и без сомнения призывай молитву его: он и здесь поможет тебе и сохранит тебя от всех зол, и по исходе твоем из тела он и приимет тебя, и приготовит тебе вечную обитель».

«Все предать в волю духовного отца своего, как в руку Божию, есть дело совершенной веры», читаем мы у преп. Симеона Нового Богослова.

 

Так говорят об отношении с духовным отцом святые Отцы Церкви. Соответственно, нет ничего запретного или непозволительного в любви к духовному отцу, к желанию следовать за ним как за «земным Христом».

 

В свете этих слов святых Отцов  ответ нынешнего администратора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви митрополита Амфилохия ранее, более 30 лет, возглавлявшему эту епархию епископу Артемию на его Открытое письмо вызывает в сердце скорбь и рождает в душе недоумение.

 

Митрополит Амфилохий обвиняет монахов, покинувших косовские монастыри, в неправильном отношении к их духовному наставнику, владыке Артемию. Между тем в ответах сербских монахов нет ничего предосудительного и противоречащего учению Святых Отцов.

 

ОТВЕТ МИТРОПОЛИТА АМФИЛОХИЯ НА ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЕПИСКОПА АРТЕМИЯ

 

Следующее доставленное письмо, которое митрополит Амфилохий, Местоблюститель епархии Рашско-Призренской, 29 июня 2010 года послал в качестве своего личного и братского обращения умировленному епископу Рашско-Призренскому Артемию, отвечая в тот же день на его письмо, направлено по адресу епархии. Учитывая, что Преосвященный епископ Артемий решил сегодня свое письмо опубликовать в газете «Политика», епархия Рашско-Призренская чувствует себя обязанной истины ради (но отнюдь не для того, чтобы открыть общественную полемику в СМИ) опубликовать ответ Высокопреосвященнейшего митрополита Амфилохия на епархиальном интернет-сайте. Ниже следует текст письма митрополита Амфилохия.

 

Его Преосвященству г-ну Артемию,

Умировленному Епископу Рашско-Призренскому

и Косово-Метохийскому

 

Ваше Преосвященство!

 

Отвечаем Вам относительно Вашего "Открытого письма", направленного 29 июня 2010 года на наше имя, как администратора епархии Рашско-Призренской.

 

В начале Вашего письма, Преосвященный брате, утверждаете, что такое Ваше обращение "не значит, что вмешиваетесь или желаете вмешиваться во власть и управление епархией Рашско-Призренской". При том добавляете, что "не можете спокойно и незаинтересованно смотреть и слышать о том, что происходит с Вашими духовными детьми, которых Вы десятилетиями "в муках рожали" и воспитывали..." Далее в Вашем письме говорите о слишком тяжелом наказании за "якобы вины" Ваших "духовных детей" - самовольное оставление монастырей, обвиняя нас и тех, кто с нами (на самом деле Св. Арх. Синод и Св. Арх. Собор), что мы стали причинами этих действий неканоническим решением Вашего ("надуманного") случая, которым мы "нарушили и разрушили всякий Канонический и Церковный порядок" и внесли "смятение и разлад" во всю СПЦ.

 

На все это ответим Вам следующее:

 

1. Хотя утверждаете обратное, это является прямым и грубейшим вмешательством в управление епархией Рашско-Призренской. Это Ваше письмо только подтверждает, что за оставлением монастырей Рашско-Призренской епархии стоите Вы непосредственно, хотя для вида оставляете это "на совести Ваших духовных детей". Это мы уже знаем из круга предыдущего братства Черной Реки, что Вы дали стимул к поиску канонического отпуста. Это подтверждает и Ваше резанье славского калача в чужой епархии, где-то около Аранджеловаца, в доме, который в своем слове объявили "катокомбой", в которой скрываетесь Вы и Ваши беглые монахи от новых гонителей (канонического Местоблюстителя ЕРП, Св. Синода и Арх. Собора!). Это подтверждает и Ваше собиранье всех беглых монахов и монахинь в монастыре Шиштовац на день Вашего переселения, как и в монастыре Врдник на Видовдан 2010. г. На нашу братскую мольбу, по случаю Вашего отъезда из Грачаницы, чтобы посоветовали монахам не покидать свои обители, сказали, что Вас они, видимо, не слушают, но на самом деле они из Ваших речей и Вашего поведения реализовали то, чего Вы всем сердцем желаете и на что их подстрекаете.

 

2. Вот что, Преосвященный брате, мягко говоря, удивительно, - это ваше понимание статуса духовного отца, который является одновременно и епископом, и его духовных детей, в духе которого вы воспитывали свое монашество. Прежде всего, кто духовные дети одного епископа? По вековому преданию Православной Церкви, епископ - это духовный отец и пастырь всего народа Божиего и паствы, которая ему вверена. Чем для вас было священство и народ Вашей прежней епархии? Внебрачными детьми, отбросами? Если и на них смотреть как на "детей", тогда было бы необходимо всему священству и народу идти за своим "духовным отцом", так же как монашеству? Учитывая, однако, что епископы меняют свою епархию, либо по необходимой службе, либо по увольнению из-за других причин, решением Св. Архиерейского Собора (как в Вашем случае), или смерти, значит ли это, что всему народу необходимо идти за ним, даже, если епископ умирает, - и в гроб за своим "духовным отцом"?

 

Очевидно, что вы свое "духовное отцовство" поставили над епископским служением и себя в сознании части Ваших монахов отождествили со святыми Иоанном Лествичником, аввой Иустином и даже с Самим Христом. Как иначе объяснить ответ одного монаха из Черной Реки на наш вопрос: "Вы венчались постригом для Христа или для меня, или для Артемия?" - "Он для меня Христос". Другие на это добавляли: "Вы увидите, когда наш Отец умрет, на его гробе больные будут исцеляться". Конечно, когда некоторые схватили и подхватили, что Артемий "истина и один носитель истины" (как бывший Черноречский игумен Николай), то такие хотят "остаться с истиной", и за эту истину все жертвуя, даже свой священнический сан и монашеское звание.

При такой атрибуции (атрибуция [от англ. attribute - приписывание] - приписывание воспринимаемому и оцениваемому социальному объекту характеристик, свойств, качеств, которые в отчетливом непосредственно воспринимаемом плане не представлены в актуальной ситуации взаимодействия и не проявились в достаточной мере. - Примеч. пер.). Вы часть Ваших "духовных детей" убедили, что почти все остальные епископы Сербской Церкви отступили от правой веры, стали "папистами, экуменистами, глобалистами, обновленцами", потому нет ничего удивительного, что эти дети бегут за Вами, как единственным пастырем, чей непогрешимый "глас понимают и слышат", не имея веры к другим. Следуя за Вами, они убегают от ереси и еретиков! Насколько это недоверие глубоко в них укорено, видно потому, что наше благословение, чтобы Вы в будущем приезжали в епархию, служили, исповедали их и пр., не нашло отклика.

 

игумен монастыря Черная Река отец Николай, покинувший обитель вместе с братиейПосле всего, что мы в это последнее время пережили и видели через общение с рядом Ваших "духовных детей", с грустью, но и с епископской ответственностью констатируем: Вы, Преосвященный Владыко, своим самомнением и духовной неумелостью ввели непосредственно в прелесть часть Ваших "духовных детей", из-за их духовной незрелости и непросвещенности (большинство из них вчера пришли с улицы, некоторые и из тюрьмы), навязали свое "духовное отцовство", в котором видят единственное спасение и избавление от своей неутвержденности в вере и в жизни по вере. Духовно незрелым людям позволили поверить, что они стали носителями глубочайших тайн духовной жизни, лишив их притом смирения, как единого истинного основания христианской философии жизни.

 

Продолжение следует (в ближайшее время на сайте «Информ-религия» планируется опубликовать оставшуюся часть данного письма, а также ответ на него покинувшего Косово монашества и другие материалы, связанные с ситуацией вокруг владыки Артемия. - "ИР"). Перевод с сербского Марии Ивановой, специально для "Информ-Религии".

 

Источник: "Борьба за веру"

Написать комментарий