О спасении и совершенстве

О спасении и совершенстве

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Поучение в неделю 30-ю по Пятидесятнице
Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Матф. 19, 17; Лук. 18, 19), сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Господа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую (Лук. 18, 18)? — то есть, что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросил: какия бы то были заповеди? — Господь указал ему, как иудею, веровавшему в истиннаго Бога, на заповеди Божии по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и за тем снова вопрошает: что есмь еще не докончал — чего еще недостает мне? Господь сказал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест (Матф. 19, 20-21; Лук. 18, 22).
Из ответов Господа юноше мы научаемся, что два блаженныя состояния уготованы Господом для верующих в Него: состояние спасения и состояние христианскаго совершенства [1]. Из этих же ответов Господа со всею ясностию усматривается, что блаженное состояние спасения доступно для всех вообще христиан; но совершенство могут получить только те христиане, которые единовременно раздадут имение свое нищим, и, отрешившись от всех связей с миром, последуют Христу, взявши крест, т. е. подвергшись с усердием и любовию всем лишениям, всем безчестиям и бедствиям, которыя им будут попущены, как подобает истинным удам Христовым, отвергши все оправдания, представляемыя плотским мудрованием, враждебным Христу, враждебным крестоношению.
Братия! во-первых, разсмотрим, в чем заключаются условия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам. Выше мы упомянули, что Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веровавшему в истиннаго Бога, почему исчислил только заповеди по отношению к ближним, не упомянув о вере, о которой говорил Господь при других случаях. Необходимо для желающаго спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. Се есть живот вечный, сказал Спаситель наш, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. 17, 3). Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: и иже не веруеть в Сына, не узрит живота, т. е. не получит спасения, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36). Необходимо для желающаго спастись — принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ея установлениям. Преслушающаго Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Бога (см.: Матф. 18, 17). Каждый из нас, произнося Символ Веры, исповедует, что он верует во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет других Церквей, хотя бы разныя общества человеческия и присвоивали себе наименование Церкви. — Необходимо для желающаго спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16). Надо заметить, что на греческом языке, на котором Апостолами написан весь Новый Завет крещением сосудов (Марк. 7, 8). Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течении двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатаго столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением. — Необходимо для желающаго спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедию, как свидетельствует Священное Писание: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1 Иоан. 1, 8-9). Таинством Покаяния поддерживается и возобновляется чистота, приобретенная при Крещении, поддерживается и возобновляется наше единение со Христом, дарованное нам святым Крещением. Вторым крещением крещаешися по таинству христианскому, говорит, по повелению святой Церкви, совершающий таинство Покаяния иерей кающемуся пред ним христианину. Таинство Покаяния изменено на Западе, а протестантами отвергнуто. — Необходимо для желающаго спастись приобщаться святых Христовых Таин, всесвятаго Тела Христова и всесвятой крови Христовой. Аминь, аминь, сказал Господь, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. 6, 54-55). Великое таинство пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы совершается чрез призывание и наитие Святаго Духа при предшедствующих и последствующих молитвах, которыя в совокупности составляют Божественную Литургию. Без Божественной Литургии, совершенной православным архиереем или иереем, не может последовать пресуществления в тело Христово предложеннаго хлеба, а в кровь Христову предложеннаго вина. Все древния Литургии Вселенной в существенных частях совершенно схожи между собою: во всех для пресуществления призывается Святый Дух, и благословляются священнослужащим предложенные образы, т. е. предуготовленные хлеб и вино. В позднейшия времена из римской Литургии исключено призывание Святаго Духа, а протестанты вовсе отвергли Литургию. — Итак для желающих спастись, во-первых, необходимо, чтоб он правильно веровал в Бога, принадлежал Православной Церкви, в недре ея был крещен, мѵропомазан, очищался от грехов покаянием, приобщался святых Христовых Таин: во-вторых, для него необходимо, как сказал Господь юноше, соблюдение заповедей Божиих. Господь указал сперва на заповеди, которыми воспрещаются грубые, смертные грехи. Он повторил уже сказанное древнему Израилю Моисеем: не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши; потом повелел почитать отца и матерь; наконец заповедал любить ближняго, как самого себя (Матф. 19, 18-20). Почему Господь ничего не сказал о любви к Богу? потому что любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокровище — любовь к Богу: аще друг друга любим, сказал святый Иоанн Богослов, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас (1 Иоан. 4, 12).
Что значит наследовать спасение, спастись? Значит: усвоить себя Искупителю, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а по смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душею в селения блаженных духов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщаго воскресения мертвых; потом, при воскресении мертвых соединиться с телом, которое оживит Господь, соделает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блаженство. Господь наш Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни: мы соделываемся причастниками этой жизни верою во учение Христово, крещением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещением, запечатлеваемым чрез помазание крещеннаго святым мѵром. Мѵропомазанием заменено возложение Апостолами рук на новокрещеннаго. Апостолы возложением рук запечатлевали крещение и низводили Святаго Духа на новокрещенных (см.: Деян. 19, 6). Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которыя впадаем по нашей немощи, причащаясь Его телу и крови, жительствуя по Его всесвятым заповедям. Тот, кто пренебрегает жительством по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу причащением Его телу и крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. Аще заповеди Моя соблюдете, сказал Господь ученикам Своим, пребудете в любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Иоан. 15, 10. 6).
Что значит христианское совершенство? Пред этим вопросом удобнее молчание, нежели ответ, — удобнее плач, нежели витийство. Что может сказать нищий о великолепных царских чертогах, в которые доступ постоянно ему возбраняется по причине его рубищ, по причине его зловония и нищеты, по причине его совершенной неспособности явиться приличным образом в царском чертоге. Если этому нищему приводилось посмотреть на наружность царскаго дома, или и часто видеть ее: то такое зрелище должно только усугубить скорбь нищаго, для котораго бедственное положение его кажется тем отяготительнее, чем великолепнее и богаче предметы, недосягаемые для наслаждения ими, досягают его зрения. Такой нищий правильно поступит, если, отказавшись от суетных мечтаний о недоступном для него чертоге, позаботится об узнании средств, как доставить себе насущный хлеб, и о самом доставлении этого насущнаго хлеба. И нам, братия, связанным мирскими попечениями и обязанностями, гораздо вернее позаботиться о нашем спасении, тщательно исполнять заповеди Божии, нежели мечтать и мудрствовать о христианском совершенстве. Такия мечты, такое мудрование почти всегда бывают ошибочны, потому что о духовном, т. е. о совершенном христианине, может разсуждать только один духовный, понять его и оценить может только один духовный (см.: 1 Кор. 2, 15). Кого мир признал святыми? Кого он ублажил и превознес похвалами? — лжепророков, лжеучителей, лицемеров (см.: Лук. 6, 26). Как он поступил с истинными святыми Божиими? — он отверг их, осыпал поношениями, клеветами, преследовал их, как врагов человеческаго общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям (см.: Лук. 6, 22-23; Матф. 23, 34). Воззрим, братия, на путь, который указан Господом к христианскому совершенству! уже и самый путь этот для нас недоступен и непостижим. Господь заповедует пожелавшему направиться к снисканию совершенства не постепенное подаяние милостыни, как это требуется от спасающихся, но повелевает единовременно продать все имение, и всю цену, полученную за него единовременно же, с большею поспешностию, раздать нищим, таким образом прервать все связи с миром, все отношения к миру, и последовать Христу, взяв крест. Что значит взять крест и последовать Христу? — Взять крест — значит с верою и любовию облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подял их Христос; взять крест — значит распять плоть со страстьми и похотьми, жить во плоти не для плоти, умерщвлять деяния плотския Духом, Духом жить, Духом управляться (Гал. 5, 24-25; Рим. 8, 12-13). Что же значит христианское совершенство? — Это ощутительное и явное обновление христианина Святым Духом, могущее совершиться только над тем, кто умер для греха и для мира на Кресте Христовом. Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и Священником, священнодействующим в этом Храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. Такого совершенства в разных степенях сподобились Апостолы и все прочие святые Божии (см.: Кол. 1, 28; Флп. 3, 15) [3].
Благословенны избранники Божии, призванные Богом к совершенству! Но по-истине счастливы и те, которым милосердый Господь дарует спасение. К этому счастию, братия, призваны все мы, без исключения. Путь к спасению указан нам Господом со всею ясностию. Кто доселе нерадел о спасении своем, тот отныне может позаботиться о нем. Доколе поприще земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а следовательно и спасение, для него вполне возможны. Престанем унывать, престанем пребывать в нерадении, чтоб не подкралась к нам неожиданно смерть, яко тать в нощи, и не отняла у нас возможности стяжать от Бога дар спасения, столько необходимый нам для вечности. Будьте готови, говорит нам Спаситель наш, яко в онь же час не мните Сын человеческий приидет, и воздаст каждому по делом его (Матф. 24, 44). Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу (Апок. 22, 12. 14-15). Аминь. 
Примечания: 
[1] О состоянии христианскаго совершенства, о состоянии духовном, в противоположность младенческому возрасту о Христе (1 Кор. 3, 1) упоминается в Новом Завете (Флп. 3, 15; Кол. 1, 28; Евр. 5, 14) и в Писаниях Св. Отцев (Добротол., ч. 1. Лествица Божественных Даров, изложенная умиленным иноком Феофаном, преп. Макария Великаго слово 3, гл. 12, 13, 14 и проч.). В молитве по 17 кафизме читаем: соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи. 
[2] За исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст скоро утрачен, и все сватые Отцы первых веков ссылаются уже на текст греческий. 
[3] Добротол., ч. 1. Препод. Симеона, Новаго Богослова, главы деятельныя и Богословския, глава 132. 
Источник: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том четвертый: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. — Издание второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 331-338. 

Написать комментарий