НУЖНО ПОМОГАТЬ НУЖДАЮЩИМСЯ

НУЖНО ПОМОГАТЬ НУЖДАЮЩИМСЯ

Духовные наставления Преподобного старца Алексия Зосимовского
– Если нет духа исповедничества, трудно будет умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, Которого не исповедовала открыто, а только тайно, боясь насмешек... Всегда, при любых обстоятельствах, можно говорить о Боге...

– Люди от того только и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распятого нас ради... Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где тяга душевная так мучает человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаявшегося, кто сам, силой своего духа, сможет взять на себя его душевное страдание.

– Нужно помогать нуждающимся, развивать в себе жалость и любовь.

Изречения, наставления...

– Скорби – это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество.

– Сознание, что духовно не продвигаешься вперёд, послужит для самоукорения. Смирять себя надо. Одно крыло смирение, другое самоукорение. Нужно наедине громко молиться Иисусовой молитвой.

– Что бы ни случилось с тобой, никогда никого не вини, кроме себя самого. За все неприятности и невзгоды благодари Бога. Если будешь верить в промысел Божий, поручишься Ему, то обретёшь великий мир.

– Унывать не нужно, а как увидишь, что согрешил, тотчас же, где бы ты ни был, кайся в душе перед Господом, а вечером особо... Нельзя отчаиваться: пал – восстани, постарайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и Его искупительную жертву.

– Плоды святого причастия – здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, лёгкое отношение к внешним скорбям и болезням... Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню... А оскорбляем мы святыню чем?
Зрением, слухом и другими чувствами, многословием и осуждением. Потому в день причастия надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

– Гордиться нам нечем, ведь если и есть что хорошее в нас, то не наше, а Божие...
Когда тебе в голову придёт гордый и тщеславный помысел о себе, так ты гони его сию же минуту и говори прямо вслух: «Знаю я, какой хороший. А это кто сделал?» И начни перебирать свои грехи – помысел и отойдёт.

– Не ленись читать слово Божие и духовные книги. Святое Евангелие нужно непременно читать ежедневно. Слово Божие поддержит и укрепит в истине.

– Мирянину, желающему познакомиться с духовной жизнью, лучше всего сначала прочитать книгу епископа Феофана «Что есть духовная жизнь». Эта книга представляет собой как бы ворота в духовную жизнь... Читать также наставления аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и Иоанна Кронштадтского. Духовные книги нужно читать каждый день, чтобы питать душу. Есть и стихотворения, которые возвышают душу.

 – Святые отцы говорят: «Рассуждение выше всего, смирение дороже всего, молчание лучше всего, а послушание - это такая добродетель, без которой невозможно спастись».

– Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так – хоть всю жизнь не ешь.

– Кто любит говорить про других, про того и люди много говорят.

– Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе.
Наставления священнослужителям, монахам и монахиням

– Монах должен знать два слова – «простите» и благословите». Ему надо заучить наизусть стихиру 7 гласа: «Виждь твоя пребеззаконая дела, о душе моя...»

– При богослужении сослужащие должны сообразовываться с настоятелем в земных и поясных поклонах.

– За нравственно погибающих надо служить молебен перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

– На проскомидии и на «Достойно есть» после пресуществления святых даров не надо поминать ангелов (например, архангела Михаила), так как за них не принесена без-кровная жертва.

– При ежедневном чтении Евангелия и Апостола лучше читать из того и из другого по одной главе в день. В пасху и двунадесятые праздники, Псалтырь оставляется, и читаются только Евангелие и Апостол.

– Псалтырь в келии лучше читать стоя... Келейное чтение Псалтыри есть молитвенный труд...

– Евангелие непременно надо читать стоя. Апостол можно читать и сидя и стоя, но лучше стоя.
– Писание оптинских старцев ближе к сердцу, чем писание Феофана Затворника. У него много схоластической, школьной учёности. У оптинских старцев более опытности вследствие их долгого постоянного общения с окормляемыми. Вообще живая сердечная вера скорее и глубже схватывает предмет, чем рассудочное изучение его или оперирование над ним с докторским ланцетом.

– Из оптинских старцев более серьёзен и полезен для монахов отец Макарий Оптинский*. У него всё сводится к смирению и самоукорению.

* «В нас ещё не истреблены страсти, а лежат сокрытыми, и бывающия в столкновении с ближними наносимые ими нам неприятности, попущением Божием, показывают нам ещё немощное наше устроение, и что ещё не достигли меры исполнения заповедей Божиих. И потому надобно иметь борьбу со своими страстями, а, познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя – смиряться, но не смущаться за то, что не достигли желаемого, и отнюдь не укорять других, показующих нам наше устроение. Смирение привлекает к нам милость Божию и помощь в делах наших». (Преп. Макарий Оптинский)

– Оптинские старцы оттеняют в таинстве елеосвящения то, что оно облегчает хождение по мытарствам.

– При исповеди, особенно женщин и молодых девушек, не следует смотреть исповедующимся в лицо, а лучше смотреть в профиль или на икону, ибо зрение, по словам святых отцев, есть сильный проводник блудной страсти.

– Надо молиться против нервности святым благоверным князьям Борису и Глебу, против порока пьянства святому мученику Вонифатию, против блудной страсти, прежде всего Господу Богу, Божией Матери, ангелу хранителю, своему святому затем преподобным Иоанну Многострадальному, Моисею Угрину, Мартиниану, преподобной Марии Египетской, святой мученице Фомаиде, апостолу Богослову (девственнику) и всем святым.

– Не только монашествующие, но и живущие в миру должны считать себя хуже всех. Монах же вдвойне должен быть смиренным и ни на секунду не забывать, что он хуже всех.

– Если хочешь поступить в монастырь, то помни, что для этого требуются смирение, послушание, соблюдение постов, точное исполнение возложенных работ, а главное – нужно не забывать, что ты хуже всех, подлее и мерзостнее...

Написать комментарий