«И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку»

«И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку»

Сегодня в Евангелие мы слышали повествование о мытаре Закхее. Жил он в городе Иерихон. Это старый, древний город. Господь пришёл нести своё слово в этот город. Множество людей вышло встретить и послушать его. Конечно, о том, что в город вошёл Христос многие знали и говорили. Вот и мытарь Закхей хотел увидеть Христа. Ему было очень интересно, как же это все будет происходить, кто такой Христос, как выглядит человек который говорит о вещах, о которых никто раньше не говорил. Но велика была социальная пропасть между Закхеем и другими жителями города Иерихон. Проблема заключалась в том, что он был мытарем, то есть собирал налоги с жителей. В каждой профессии есть издержки. Как у нас сейчас не очень любят налоговую инспекцию, так и тогда не очень любили мытарей. Никто не любит отдавать свои деньги, особенно просто так. Соответственно, Закхей пользовался популярностью, как говорится, в обратную сторону. У израильского народа было очень чёткое представление о мытаре. Мытарь - значит грешник, а раз ты грешник, значит нечего с тобой разговаривать. Пришёл ты за налогами, забрал, и держись теперь от меня подальше. Закхей был мытарь. Но он, прежде всего, был человеком. У него была душа, был характер, своё мнение, своя гордость. Ему хотелось услышать что Христос будет рассказывать. Тем более, что в мире чёрное всегда оказывается рядом с белым. Закхей, символизирует чёрное, он грешник, мытарь, а Христос символизирует белое – чистоту. Противоположности всегда притягиваются. И Закхей тянулся к Христу. Но у него была проблема, как Евангелие повествует: «возрастом мал бе». Это означает, что он был маленького роста. И если бы он пошёл через толпу, то ничего бы не увидел и не услышал. Поэтому как продвинутый, образованный человек, он разработал план. Закхей выбрал дерево на пути следования Христа и залез на него. Все шло по плану, логически просчитано, как по часам. В большинстве городов тогда, как и сейчас,  одна центральная улица и Христос не мог пройти другим путём. И вот Он появился. Его окружало огромное количество людей. Одних апостолов — двенадцать. Жители с других городов и сел шли за Христом. И эта огромная толпа двигалась по этой улице. По дороге Господь рассказывал о Евангелие, о заповедях. Окружающие внимательно слушали. Но когда толпа начала проходить под деревом на котором сидел Закхей, произошло то, что не поддавалось никакой логике. Христос остановился под этим деревом, поднял голову вверх и сказал:
– «Закхей, слазь оттуда, потому, что сегодня мне подобает быть в твоём доме». Закхей все просчитал, но такой поворот событий стал для него полной неожиданностью. Он не мог предполагать, что Христос с ним заговорит. Народная традиция была очень простая, раз ты мытарь, значит, ты грешник, с тобой нечего разговаривать, и тем более не о чем с тобой разговаривать такому великому человеку, как Христос. Христос – это чистота, это безгрешность. И полная чернота – это Закхей. Вдруг к удивлению народа, случается, что-то не обычное. Христос не просто останавливается и не просто разговаривает, а ещё и говорит, что идёт в дом Закхея. Это поразило многих, в первую очередь самого Закхея. Через слова Христовы он почувствовал прикосновение к его душе. Душа Закхея давно жаждала какой- то истины, духовного насыщения. «Блаженны жаждущие правды, ибо ей насытятся» - говорится в заповедях блаженства. Именно это и случилось с Закхеем. Жажда духовной пищи нашла своё утоление. Не смотря на то, что он грешил, был никчёмным человеком, на взгляд израильтян, с ним произошло такое событие. И Закхей ведёт Христа к себе в дом. Его переполняет духовная радость от прикосновения Божества к его душе. Но не думайте, что такие же чувства были у остальных людей в этот момент. Народ ещё не был христианским. Христианин должен сорадоваться, должен ликовать, что и этот человек приблизился к Богу, что он тоже общается со Христом. Но ничего подобного не происходит. В принципе, и мы с вами недалеко от того народа ушли. Евангелие подмечает: «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку». Народ ропщет,никакой радости. Но когда сердце сияет светом благодати Божьей, то уже не важно, что думает про это народ. Человек испытывает соприкосновение с Божеством. Закхей ведет к себе не только Христа, но и весь тот ропщущий народ, накрывает столы и угощает всех. В порыве этой радости, духовного подъёма Закхей говорит: «Господи, пол имения свои раздам нищим, если кого чем обидел, отдам с четверицею». Это событие оставило след в душе Закхея. И даже когда Христос уйдёт, Заккей будет помнить о том , что в его доме был Бог. Но сейчас он со Христом, его переполняет радость и эта радость выливается в определённые дела. Как раз это Закхей и проявляет, говоря о том, что возвратит в четыре раза больше всякому, кого обидел. Конечно таких прикосновений Божества у нас бывает один, два раза в жизни. Вот и Закхей не вечно жил с этим чувством. Но продолжал следовать заповедям Божьим, по заданию Христову. Как говориться, топать своими ножками, а не с помощью силы Божьей. И вот, братья и сестры, нельзя сказать, что Закхей потом не грешил. Конечно грешил, грешил грехами человеческими, потому-что нет на земле безгрешного человека. Тем не менее, вот это прикосновение Бога в его сердце он держал в памяти своей, как путеводную звезду, потому-что всякая жизнь заканчивается рано или поздно и мы должны прийти к Богу. Прийти туда где Он нас ждёт. А вот с какими чувствами Он нас ждёт и что там для нас приготовлено ощутил в сердце своём мытарь Закхей. К этому чувству не нужно стремиться специально, потому-что ищущий такой радости, определённой эйфории, это человек не далёкий. На такие поиски его толкает эгоизм. Даже про православную церковь часто говорят основываясь на собственном эгоизме: «В этом храме красиво звонят, а там «бренькают» какой-то железкой. Там некрасиво, туда не пойду. Этот Храм красивый, деревянный, мне там уютно, я туда пойду». Человек даже в духовном плане, везде ищет удовлетворения, эгоистических потребностей. Но мы должны помнить, что Господь даёт нам благодать, даёт иногда почувствовать прикосновения к Раю, но на земле это бывает очень редко и лишь только для того, чтобы обозначить цели, куда нам надо следовать, что нас там ждёт. Господь нам иногда даёт, необычайно духовные радости, которые переполняют нас. Это бывает во время настоящей полноценной исповеди и причастия, когда происходят великие в духовном плане события. Даже в городе бывает к чудотворной иконе прикоснуться люди и и потом ещё несколько дней помнят об этом. Бывает крестный ход пройдёт и мы, участвуя в нем, тоже прикасаемся к этому Божеству. Но потом проходит какое-то время, и потихонечку, у нас из памяти все это стирается. Но мысль о том, что Бог ждёт нас там, по окончании нашей жизни, будет давать нам благодать. В этом проявляется милосердие Божие. Для этого же нам на земле даётся возможность увидеть ад, и почувствовать те чувства, которые одолевают людей, находящихся там. Такие чувства возникают, когда нас одолевает тоска, когда мы впадаем в депрессию, теряем смысл жизни, предварительно сосредоточив его на чем-то ином кроме Бога. Часто приходится видеть, что муж умер или мама умерла, и человек ни о чем думать не хочет. Только и думает об умершем человеке. Он поставил его выше Бога. Как бы не хороша была мама, но он её поднял слишком высоко. Он не думает о страданиях Христовых, о Воскресении Христа, а думает только о покойнице, страдая без неё. Человек впадает в полную депрессию от такого состояния, потому что сотворил идола из человека, пусть и самого близкого. Человек впадает в депрессию, а дьявол ждёт этого состояния, потому что дьявол — начальник ада. Именно через депрессию мы можем прикоснуться к аду, живя на земле. Таким образом, мы можем при жизни прикоснуться к Раю, если будем всегда во главу угла ставить перед собой Христа, и к аду, если заменим его чем-нибудь или кем-нибудь другим.
Братья и сестры, будем помнить об этом  на протяжении всей жизни, чтобы с нами не случилось. Аминь!




Написать комментарий