Послушание - Богу

Послушание - Богу

У послушников (тем более у монахов) своей воли нет - какое послушание дадут, его надо принимать как от руки Господней. Это послушание нужно исполнять с радостью, потому что оно тебе дано от начальствующих, а значит и от Господа. Святые отцы говорят: "Если послушник трудится на послушании до пота, то капли пота Ангелы Господни приносят пред Престол Господа и требуют помилования этому человеку".

Помню, когда меня рукоположили во иеродиакона, дали послушание, которое было для меня тяжело. На этом послушании прежде трудилось 2 человека, но второго только что рукоположили, он служил каждый день, и мне одному приходилось нести послушание в трапезной. Встаешь в 5 утра, сначала - полунощница, потом - литургия. После службы приходишь в столовую и начинаешь накрывать на столы. Надо было поставить посуду, порезать хлеб, накормить рабочих, убрать грязную посуду, помыть трапезную и снова накрыть столы для братии. Каждому поднести второе (первое ставили на каждый стол в кастрюле). После обеда все убираешь, посуду сдаешь. Потом шли опоздавшие - занятые на послушании, их надо было накормить. Потом приходили студенты-семинаристы... Только все уберешь - пора на службу идти. Когда служба заканчивалась - снова столы накрывать, братию кормить, со стола все убрать. В это время в трапезной читались каноны, вечерние молитвы - приходилось ждать до 23 часов, пока все разойдутся. Так было изо дня в день. А еще надо было утром хлеб получить, через день квас делать - бочку литров на 200... Придешь поздно в келию - ног под собой не чуешь, а в 5 утра опять встаешь. Как-то Господь давал, что я не роптал, а с радостью все делал. Думаю: "Ну, слава Богу! Господь дал мне такое испытание". У меня после того, как я перестал работать в столовой, появилось чувство понимания тяжести этого труда. Я знал, как это трудно, потому, когда вставали из-за стола, собирал посуду, помогал убирать все со столов. В монастыре человек должен все послушания пройти, чтобы знать тяжесть труда на любом месте. Всякое послушание надо со страхом Божиим делать, во славу Божию.

Самым тяжелым послушанием было исповедовать людей. Исповедовали даже ночью. Провел общую исповедь, народу не так и много. Начинаю исповедовать, смотрю: 2 часа ночи, а народ не кончается, 3 часа.., 5 часов утра - и все 10 человек стоят. Оказывается, 10 стоят - ждут исповеди, а другие спят. Кто поисповедовался - будит другого на исповедь. Пять утра, меня ноги уже не держат, спать хочется, думаю: "Слава Богу, мне больше достанется. За это Господь дает благодать еще здесь на земле". И действительно: тело устало, изнемогло - еле стоишь, а в душе - мир, тишина и покой.

Однажды, помню, за ночь прошло много людей на исповеди. Попались такие "мясистые" рыбки, у которых очень много тяжелых грехов, смертных. Они никогда не исповедовались. С ними поговоришь, дашь возможность покаяться, смотришь - они радостные уходят... Хоть на часок, но отдыхать ходил. Лягу - злой дух меня берет и в постели подбрасывает. Лечу, переворачиваюсь в воздухе, и... в это время просыпаюсь. Закрываю глаза, засыпаю - он опять берет и подбрасывает. И так несколько раз, сон и проходит. А мой духовник присылает за мной, зовет на исповедь под Успенский собор. Не спавши ни часа, снова иду исповедовать. Духовник прекрасно знает, что я всю ночь был на исповеди, но при всех говорит с укором: "Отец Амвросий! Как тебе не стыдно... Посмотри, сколько людей - сотни стоят, ждут духовника. Час простояли - это сотни часов пустого времени! А ты все спишь! Давай, помогай исповедовать! " Я ему: "Благословите". И опять стоишь целый день... Иногда идешь дежурить в Троицкий собор у раки Преподобного Сергия. Там огромный поток людей (особенно по воскресеньям), целыми автобусами приезжают. Иностранцы, соотечественники подходят, вопросы задают, надо всем отвечать. Да еще следишь: вдруг кто-то из епископов приедет, надо вовремя святые мощи открыть. К 5 часам надо приготовить алтарь, все облачения - придут настоятель и служащие иеромонахи. Служат, поют акафист преподобному Сергию; после службы - проповедь, потом нужно все облачения отнести в ризницу, повесить, убрать алтарь, вымыть, проследить, чтобы весь храм был убран - с утра начнется полунощница. Особенно трудно было в дни празднования памяти преподобного Сергия. Всю неделю с 5 утра до 1 ночи - в Троицком соборе. Готовились к приезду Святейшего. Однажды после праздника, когда можно было спать больше 4-х часов, я в 12 ночи лег, а проснулся только в 1 дня. У меня был сильный будильник, но я его не слышал. Так я его специально стал ставить в пустую кастрюлю, чтобы громче звонил. Однажды встал раньше будильника и ушел. Отошел метров 100 - мой будильник зазвонил. Окна открыты - он звонил, как из пулемета строчил, за 100 метров было страшно его слышать. Слава Богу, я знал куда шел: это - монастырь, и - послушания надо принимать с любовью от Господа. А если сгоришь на послушании, Господь не лишит Царства Небесного. Это касается не только монастырей.

Это касается всех мирян. Все должны свою работу безропотно выполнять. (Архимандрит Амвросий (Фонтрие))

*  *  * 
 
«...Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». (1 Цар. 15,22)

«...Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его. Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения». (Преподобный Иоанн Лествичник (Лествица сл.4,3))

«Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполнение всякого дела без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...» (Преподобный Никон Оптинский)

«Святые отцы говорят: «Рассуждение выше всего, смирение дороже всего, молчание лучше всего, а послушание – это такая добродетель, без которой невозможно спастись». (Преподобный Алексий (Соловьев))

«Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда всё хорошо, и ко всем она чувствует любовь...  Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие». (Преподобный Силуан Афонский)

«...Святые отцы учат нас пребывать в высочайшей из добродетелей – в послушании, чтобы мы стали подражателями Христу. Такова их цель. То есть послушанием они очищают нас от разных страстей мудрования и от привязанности к своей воле, чтобы мы получили Божию благодать». (Афонский старец Иосиф Исихаст)

«Всегда будь послушен, если же послушание утомительно и трудно, вспомни тогда Господа нашего и Его страдания». (Старец Афанасий из Григорианской обители)

«Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем». (Афонский старец Паисий)

«...Послушание является необходимым условием для любого восхождения». (Старец Каллиник Исихаст)

Старец Ефрем Катунакский говорил: «... Разве не преслушание и своеволие являются причиной падения и погибели и Ангелов и людей? И закон тления нашей осязаемой природы не имеет ли своей причиной преслушание?

...Я совершаю послушание, чтобы не стать преслушником, потому что послушание – это догмат духовной жизни. Примером для меня служит наш Искупитель...

Послушание  принесёт всё. Послушание принесёт благодать... Все страсти постепенно исцеляются послушанием. Не спасают ни священство, ни пост, ни подвиг. Только послушание. Послушание творит чудеса. Послушание – это смирение. Оно принесёт все дары. За послушание Господь дарует молитву. Спасает не молитва, а послушание. Богословие – следствие молитвы. А молитва – плод послушания. Если обладаешь послушанием, то найдёшь молитву и  богословие...»

«...Послушанием мы умерщвляем на земле телесные наши члены, чтобы лучше действовали духовные. Послушание есть гроб для собственной нашей воли... Не будем забывать слова Диадохия Фотикийского, что послушание есть первая среди начальных добродетелей, которая упраздняет гордость или большое о себе мнение и рождает смиренномудрие. Поэтому для каждого, кто с готовностью подчиняет себя послушанию, оно становится дверью, отверзающей любовь Божию. Таким образом, нам необходимо им вооружиться, если мы хотим вести брань с лукавым, и оно, в свою очередь, покажет нам безошибочную дорогу ко всякой добродетели...

Послушание возводит нас на небо, потому что изгнало преслушание первосозданных. Послушание прогоняет гордость, самодовольство и уподобляет нас Богу. Будем подвизаться, чтобы нам достичь этого подобия, ибо подобное стремится к подобному; чтобы соединиться нам с источником света, добродетели и всякой доброты, который есть Сам Господь наш Иисус Господь».  (Старец Анфим)

 «Великое дело – послушание». (Cтарец Амвросий Балабановский)

 «...Послушанием Сына Человеческого своему Отцу открылся путь ко спасению... Своя воля только делает плохо, а послушание воскрешает...

Человек должен принуждать себя делать доброе, ущемлять себя хотя бы в малом ради Господа». (Схиархимандрит Виталий (Сидоренко))

«Держи себя всегда в напряжении. То послушание спасительно, что тяжело дается, а что нравится и легко – дешево стоит». (Старец Иоанн (Алексеев))

«Все дает послушание... Слушай, что тебе говорят, и выполняй, тогда и жизнь установится... » (Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов))

«От послушания не отказывайся. В терпении спасай свою душу. Облегчения ты можешь попросить, но если облегчения не благословляют, то нужно понуждать себя к исполнению, ибо Царство Небесное нудится, силою берется (Мф. 11, 12)» (Архимандрит Нафанаил (Поспелов))

«Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение». (Схиархимандрит Виталий (Сидоренко))

«...Надо слушаться тогда, когда это легко понести, надо слушаться и тогда, когда это трудно понести. В условиях мирской жизни не может быть осуществлено послушание так, как оно ставится в монастырях, ибо здесь нет возможности для духовника так руководить каждым движением в жизни человека, как это можно сделать в монастырях. Но важна готовность, важна самая решимость отказаться от своей воли». (Протоиерей Валентин Свенцицкий)

«...Самовольство – пагуба, а послушание – сила. Ты захоти слово спасения, а Бог тебя спасет. Знай этот короткий урок, знай... Будет так, как Бог даст, а не как мы хотим. Прими со страхом, положи в сердце и иди в послушании». (Схимонахиня Сергия (Дохлова))

Написать комментарий