Осмотрись, пока время не ушло!

Осмотрись, пока время не ушло!

Святые отцы об основных причинах несогласий в семьях

Во многих семьях зачастую происходят конфликты, и людям необходимо знать истину от чего они случаются

Опыт показывает, что люди не могут истинно и постоянно любить; их добрые расположения сменяются раздражением, гневом, обидами, осуждениями и т.д. А это значит, что естественная любовь поражена грехом; и грех этот – самолюбие, которое отчетливо видно при многочисленных столкновениях между людьми. Но, к сожалению, этого не видят грешные и самолюбивые люди, в том числе и многие христиане, и считают себя более или менее чистыми, потому что не воруют, не убивают и т.д., в то время как у себя дома согрешают на каждом шагу.

Бл. Августин (Беседа 11 (351). О пользе покаяния): «Хотя бы они (миряне, связанные заботами века) и были незапятнанные и чистые от воровства, хищений, обмана, от любодеяния и всякого излишества, от гнусного идолослужения, от участия в пошлых зрелищах, от ересей и разделений и от всех, вообще, подобных пороков и преступлений, однако уже вследствие обычных домашних забот и в области интимных супружеских отношений так много грешат люди, что кажутся уже не только запорошенными пылью этого мира, но как бы обмазанными грязью».

К сожалению, во многих семьях, в которых муж, жена и дети (или кто-либо из них) являются христианами и постоянно посещают храм, часто происходят ссоры и разногласия. Например, муж-христианин обвиняет жену в том, что она не ведет должным образом домашнее хозяйство или не желает удовлетворять его сексуальные желания. Жена же совершенно уверенна в том, что все делает правильно, упрекает мужа в том, что он или мало зарабатывает, или не помогает, или не уделяет ей внимания. Родители ругаются с детьми из-за учебы, домашних дел, отдыха и т.д. И, как правило, мало бывает дней, чтобы в семье верующих не было раздражения или ссоры.

И так как мы, грешные, не получим спасения во Христе, во-первых, не имея любви истинной и непреходящей, которая приходит только после смерти своего самолюбия, и, во-вторых, потому что нам тяжело самим увидеть проявления своего самолюбия по привычке к нему и по лукавству, которым оно облагородило свои желания и поступки, то подробно остановимся на вопросе о причинах и следствиях ссор, обид и раздражений, постоянно происходящих между людьми, которые, казалось бы, любят или хорошо относятся друг к другу. («Ссорами» и «конфликтами» мы будем обозначать любые негативные проявления, т.е. раздражение, гнев, обиды и недовольства)

Непрочность плотской любви, ссоры и вражда в разной степени происходят от многих причин, но главная причина всегда одна: как только кем-то затрагиваются какие-либо самолюбивые интересы человека и его страсти, сразу же ослабляется его любовь к кому-то, а также и любовь к нему другого человека. Кстати сказать, видение в себе проявлений своего самолюбия в различных ситуациях и отдача себе в этом отчета, является первым и очень важным элементом в деле борьбы со своим самолюбием, а значит и приобретении истинной христианской любви.

Далее мы будем подробно рассматривать некоторые причины ссор между людьми, исходящие от трех пороков самолюбия: плотоугодия, сребролюбия и гордости, и надеюсь, это поможет нам познать себя и изменить наши отношения с ближними.

Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст.80): «Осмотрись, пока время не ушло! Называешься ты христианином, знаменуешься крестом, ходишь в церковь, поклоняешься и молишься Богу, поешь — «аллилуиа», и, что более всего, приступаешь к алтарю и причащаешься Животворящих Таин Христовых, слушаешь и Слово Божие, и т. д. Все это, действительно, знаки христианства. Но если обижаешь ближнего и грешить не перестаешь, берегись, чтобы, вместо христианина, врагом Христовым не стать. Испытай себя и подумай, как ты с ближним своим обходишься, и покайся, исправь себя, пока есть время для покаяния».

Обращаем особое внимание, речь у нас будет идти о видении своего самолюбия, а не другого человека, и об изменении себя, а не других. Нам же, грешным, всегда хочется поговорить о том, какие другие люди плохие и как их изменить. Такой подход не свойственен христианству, а относится к плотскому мудрованию ветхого человека.

Заметим, что очень много сложностей в семьях происходят и оттого, что в них могут быть как верующие, так и неверующие люди. И если верующие в какой-либо мере знают о грехе, то неверующие даже не хотят об этом слышать. Конечно, в таких семьях очень тяжело стяжать мир на основе христианской любви. Но если верующий будет стараться жить по Евангельским заповедям и бороться со своим самолюбием, то эта семья все равно в определенной мере будет освящена светом Христовым.

В изложенном материале будет иногда четко говориться о взаимоотношениях между супругами или между родителями и детьми, но в основном святые отцы дают общие поучения о пороках, которые читатель может сам применить к отношениям с теми или иными людьми.

Также необходимо заметить, что в мире существует великое множество споров между мужчинами и женщинами, в которых предъявляется претензии друг к другу. Например, часто можно встретить мнение мужчин, что женщины алчные или расточительные, а женщины говорят о том, что мужчины скупые; или, например, мужья обвиняют жен в том, что они плохие хозяйки, а жены обвиняют, что мужья не обезпечивают семью. Т.к. по христианскому учению нет особого разделения на грехи мужчин и женщин, то подобные претензии мужского и женского пола являются неразумными. В наших беседах будут приводиться отдельно высказывания женщин и мужчин, но делается это для того, чтобы читателю было легче рассмотреть себя и схожие ситуации. А учения святых отцов, раскрывающие, как действует в человеке грех, даются и для женщин, и для мужчин.

Надеюсь, этот материал во многом поможет нам в деле познания себя и борьбе со своим грехом.

Иннокентий Херсонский (Молитва Св. Ефрема Сирина, Слово в среду недели 6-й Великого поста): «Пред вами, по мере сил наших, изображены пороки, кои безобразят душу нашу, и коих потому всемерно надобно избегать христианину; изображены и добродетели, кои могут украсить все существо наше. … Быть не может, чтобы не только наше слово, но и собственная совесть ваша не говорила вам, что и в вас, как и в прочих людях, есть сии пороки и немалый недостаток в сих добродетелях».

А различные примеры из Интернет – источников покажут правду о том, что происходит в семьях, и как ведут себя люди, пораженные грехом. К сожалению, это будут примеры отрицательные, но делаем мы это не потому чтобы показать, что семейная жизнь – это плохо. Нет. Такой порядок сожительства людей не плох, но он может стать добрым или скорбным в зависимости от пороков или добродетелей членов семьи.

Тихон Задонский (т.5, Наставление христианское, п.54): «Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие. «Ибо что добро, или что прекрасно, как жить братьям вместе?» — говорит пророк (Пс.132:1)».

Феофан Затворник (Истолкование на Пс. 33, ст.5-7): «Бывает, что иному не хочется войти в дом свой, потому что там у него злая жена (муж – от сост.). Когда выходит такой из дома, радуется, а когда приходит час возвратиться домой, печалится, потому что не радость ожидает его там, а досаждение, огорчение, брань и свара».

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова: "Жена связана законом…"): «Подлинно, не маловажное дело – брак благоустроенный; равно как для тех, которые живут в нем не надлежащим образом, он бывает причиною множества несчастий. Жена как бывает помощницею, так часто бывает и вредительницею. Брак есть как пристань, так и кораблекрушение, не по своему свойству, но по расположению худо живущих в нем. Кто соблюдает его должным образом по законам, тот после дел на торжище и всех разнообразных зол находит некоторое утешение и отраду в своем доме и в своей жене; а кто принимает на себя это дело необдуманно и как случилось, тот, хотя бы на торжище наслаждался великим миром, по прибытии домой встречает скалы и подводные камни».

Большое количество примеров из жизни приводится для того, чтобы, во-первых, предостеречь молодых людей от неправого отношения к браку, когда все рисуется в розовом свете (об этом у нас есть тема: «Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи»). И, во-вторых, чтобы читатель понял, что всеми нами одинаково движет грех, название которому самолюбие; только у одних одни страсти и пороки, а у других другие. И во всех примерах каждый может увидеть себя или некоторые черты своих страстей. И это осознание позволит быть самому в самопознании и видении своих грехов, что поможет каяться и учиться противостоять своему самолюбию в разных проявлениях, а также позволит перестать не любить того, кто неправильно себя ведет, и сожалеть о нем, потому что ближним правит грех. И если каждый в семье будет так относиться к себе и к ближнему, то тогда в наших семьях будет мир и согласие.

По материалам православных СМИ


Написать комментарий