«Теперь я вижу, что все это была одна суета»

«Теперь я вижу, что все это была одна суета»

Архимандрит Фотий Спасский. Великий Новгород находится примерно в 500-х километрах от Москвы. Если сесть на поезд вечером, то утром уже будешь в Новгороде.
Этот город возник в IX–X столетиях, и сегодня его условно можно разделить на две части: древнюю и современную. Современная похожа на все аналогичные архитектурные строения советского времени, создаваемые по единому шаблону. Древняя же часть города – Кремль, находящийся в центре, и новгородские храмы поблизости от него – отличаются неповторимостью и настраивают душу на древнерусский лад.
Прежде всего наш путь лежал к Детинцу – Новгородскому кремлю. Именно он на заре истории получил название Нового города – по отношению к более ранним городкам, объединение которых положило начало великому городу. Деревянный Детинец был построен в 1044 году, каменный – в 1116-м.
Сразу же мы прошли во всемирно известный храм Софии Премудрости Божией.
Под его сводами почивают мощи многих святых. Самые древние из них – мощи великой княгини Ирины, в монашестве Анны. Святая Анна – дочь шведского короля Олафа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за просвещение верой Христовой своей страны. Святое Крещение королевская семья приняла в 1000 году. Ингигерда была наречена Ириной. В 1016 году она вышла замуж за новгородского князя Ярослава Владимировича. Став русской княгиней, Ирина всей душой прониклась интересами своей новой Родины, взяв на себя ответственность верной помощницы и советчицы своего супруга. Она основала первый в Киеве женский монастырь во имя своей небесной покровительницы святой великомученицы Ирины. Великокняжеский двор в то время попеременно жил то в Киеве, то в Новгороде. Здесь и скончалась великая княгиня, приняв перед смертью постриг с именем Анны и подав пример благочестия всем последующим поколениям русских князей и княгинь.
Рядом с ней покоятся мощи ее святого сына – новгородского князя Владимира Ярославича. Он родился в 1020 году, воспринял от родителей христианскую веру, мудрость правителя и доблесть воина, участвовал во многих военных походах отца. В Новгороде князь воздвиг Детинец, а в 1045 году – храм святой Софии, ставший средоточием духовной и административной жизни новгородцев, которые впоследствии, идя в бой, восклицали: «Умрем за святую Софию!» Строительство храма завершилось в 1052 году. В том же году преставился ко Господу и князь Владимир. Вместе с матерью они были причислены к лику святых после их явления святителю Евфимию II.
В правом приделе храма святой Софии почивают мощи святителя Никиты Новгородского – святого, чье житие особенно актуально для нашего времени, когда бесовская прелесть поражает многие души.
Начало своему монашескому пути святой Никита полагал в Киево-Печерской лавре. Горя ревностью к богоугождению, он стремился к великим подвигам, но по неопытности попал в сети врага спасения рода человеческого. Против воли настоятеля, преподобного Никона, молодой послушник затворился в своей келье. И тогда в образе ангела ему явился бес и, пообещав молиться вместо него, приказал оставить молитву. Заменить молитвенное делание он лукаво присоветовал чтением Ветхого Завета, который Никита вскоре выучил наизусть. Кроме того, бес открывал ему все, что творилось в мире, так что горе-затворник начал пророчествовать, и к нему стал стекаться народ. Однако старцы обители обратили внимание на то, что Никита дает наставления только по Ветхому Завету, а по Новому – никогда. По этому признаку они определили, что их собрат впал в бесовскую прелесть, разломали его затвор, вывели несчастного и своими молитвами изгнали из него беса. С этого момента Никита забыл не только Ветхий Завет, но и вовсе разучился читать. Впоследствии он оплакал свою ошибку, начал подвизаться в смирении и послушании и достиг духовного совершенства. Его поставили епископом в Новгород, где он и окончил свои дни, управив ко спасению вверенную ему паству.
У самой стены этого же придела, рядом с окном, пребывают мощи святого благоверного князя Мстислава Новгородского. Святой Мстислав Удалой был младшим сыном святого благоверного великого князя Ростислава Мстиславича Смоленского. Он чтил духовенство и был милосердным к убогим и больным, проявляя заботу о них. Дружину свою князь любил, ничего для нее не жалея. Когда он видел христиан утесняемых, то говорил им, вдохновляя своим мужеством: «Братья, не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть нам за Русскую землю; если умрем – очистимся от грехов наших, и Бог вменит нас с мучениками; все равно умрем сегодня или завтра, так умрем же с честью!» Святой никого и ничего не боялся, кроме Бога и греха. Не было города на Руси, который не хотел бы иметь его своим князем и жить под его управлением. Но Мстислав еще молодым отошел ко Господу. Он тяжело занемог, и когда стал слабеть, то, вздохнув, сказал о человеческой жизни: «Теперь я вижу, что все это была одна суета». Он велел нести себя в церковь святой Софии, где, приобщившись Святых Христовых Тайн, благословил семью и дружину, воздел руки к небу и предал свою праведную душу Богу.
Если ныне наши воины изберут себе в образец для подражания этого Новгородского князя, тогда, верно, ни один враг не одолеет русское воинство!
А еще нашим воинам необходимо обратить свое внимание на другого новгородского князя, внука Мстислава Удалого – святого благоверного Александра Невского. Несмотря на то, что его святые мощи почивают в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, победоносный и неустрашимый дух Александра Ярославича витает в стенах Новгородского кремля. Стены храмов и крепости помнят, как юный княжич уходил отсюда со своей малочисленной, но могучей духом дружиной биться против вероломных шведов и вернулся сюда же с блестящей победой. В память об этом в 1970 году, в дни празднования 750-летия со дня рождения святого Александра, на стене Софийского собора была установлена мемориальная доска.
\'Русь-Фронт\' Информационный вестникВ храме святой Софии также находятся мощи старшего брата святого Александра – святого Феодора. Когда ему было девять лет, а Александру – восемь, отец их, Ярослав II Всеволодович, благословил сыновей управлять Новгородом под руководством бояр. Во время голода в городе они отворили житницы и даром питали нуждающихся. Как и Александр, святой Феодор отличался глубоким и искренним благочестием. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, отец решил его женить. Невестой Феодора стала черниговская княжна Феодулия, дочь умученного в орде князя Михаила, прославившаяся впоследствии как преподобная Евфросиния Суздальская. Но накануне свадьбы, 8-го июня 1233 года, святой Феодор скоропостижно скончался. Позднее его честные мощи обрели нетленными.
Ближе к алтарю от мощей святого Феодора покоятся мощи святителя Иоанна Новгородского. Будучи сыном священника, с малых лет Иоанн вел добродетельную богоугодную жизнь, был посвящен в сан пресвитера к церкви священномученика Власия. После смерти родителей на оставшееся от них наследство вместе с братом Гавриилом он воздвиг в Новгороде Благовещенский монастырь. Сначала братья выстроили деревянный храм, а потом начали возводить каменный. Когда все средства истощились, они обратились с теплой молитвой ко Пресвятой Богородице, и Она не посрамила их упования. Утром перед воротами монастыря предстал конь с двумя мешками: в одном было золото, а в другом – серебро. Когда мешки сняли, конь исчез. Возблагодарив Пречистую, братья достроили монастырь и приняли в нем монашеский постриг. Иоанн был наречен Илией, а брат его – Григорием. В посте и молитвах протекала их жизнь, исполненная иноческих трудов и подвигов.
После смерти архиепископа Новгородского, святого Аркадия, Илия против своего желания был избран паствой на его место. Занимая первосвятительскую кафедру, святой воздвиг в городе семь храмов. Во время его архипастырства Новгород осадили войска суздальцев. Святой Илия три ночи молился перед образом Спасителя, прося о помощи, и услышал глас, повелевающий взять икону Пресвятой Богородицы из Спасского храма на Ильиной улице и вынести ее на городские стены. Святой исполнил повеление. Пречистая отвратила Свой лик от врагов, повернувшись к городу, и из Ее глаз потекли слезы. Святитель Илия фелонью собирал их, а весь народ, видя скорбящую Матерь Божию, возопил к Богу с рыданием и сердечным сокрушением. В это время на суздальцев напал ужас, они начали поражать друг друга. Тогда из Новгорода вышла дружина и завершила разгром врага. А святитель Илия установил празднование иконе Божией Матери «Знамение» 27-го ноября (по старому стилю). Эта чудотворная икона также пребывает в храме святой Софии, справа от входа на солею.
Своим смирением святой приобрел огромную духовную силу и власть над нечистыми духами. Однажды подвижник приказал докучавшему ему бесу обратиться в коня, сел на него и повелел отнести себя в Иерусалим к храму Воскресения Христова. Лукавый повиновался. Двери храма перед святым Илией открылись сами собой, лампады и свечи загорелись, он приложился ко Гробу Господню, Животворящему Кресту и к другим святыням. Затем бес отнес святителя обратно в Новгород, однако впоследствии отомстил ему.
К святому Илие за благословением приходило множество народа, и вот при людях нечистый явился в виде девицы, выходящей из дома архиепископа. Народ смутился и решил низложить святого как блудника. Его возвели на плот и пустили плыть по Волхову, но плот пошел вверх, против сильного течения. Так новгородцы познали свой грех и испросили прощения у святителя Илии, умоляя его вернуться. Он простил их и вновь занял Новгородскую кафедру, а вскоре преставился ко Господу, приняв перед смертью схиму с именем Иоанн.
Поклонившись святыням Детинца, мы направились в Антониев монастырь, основанный преподобным Антонием Римлянином. Святой Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. Когда юноше исполнилось 19 лет, его родители умерли и он раздал свое имение и ушел в монастырь. В то время Западная церковь уже отпала от истинной веры Христовой, и латиняне воздвигли гонения на православных. Антоний покинул обитель, разоренную еретиками, и в течение года молился один, на приморской скале. Однажды большой камень, на котором преподобный предстоял Богу, оторвался, и святой переплыл на нем море до русских пределов и достиг в 1106 году Великого Новгорода. Это чудо произошло в епископство святителя Никиты. С его благословения преподобный основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К нему собралась многочисленная братия, для которой он был чадолюбивым отцом и образцом подвижнической жизни.
В настоящее время Антониев монастырь, к сожалению, не принадлежит Церкви. В здании монастырского храма работает музей, где хранится камень, на котором святой Антоний чудесно приплыл в Новгород, спасаясь от латинской ереси. Этим великим чудом Господь показал высоту Православной веры и указал всем представителям западных еретических конфессий путь ко спасению.
Из Антониева монастыря мы проехали в Покровский храм бывшего Зверина монастыря. Эта обитель была основана в XII веке, на месте, ранее использовавшемся для княжеской охоты. В настоящее время действует только один Покровский храм монастыря, в котором почивают мощи преподобного Саввы Вишерского.
С юности святой Савва подвизался в разных тверских монастырях. Одним из мест его подвигов был Саввин монастырь в 20-ти верстах от Твери, в котором в 1397 году братия избрала его игуменом. Избегая чести, преподобный ушел на Афон. Обогатившись духовным опытом афонских подвижников, он вернулся в Россию и поселился на берегу реки Сосницы в новгородских пределах. Однако иноки соседней обители изгнали его, и он удалился с Сосницы на реку Вишеру, где с разрешения властей основал Вознесенский монастырь. Здесь святой усилил свои подвиги. Ночами он молол жерновами рожь, воспевая псалмы. Устроив монастырь, преподобный Савва взошел на столп, который оставлял по субботам, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. В воскресенье после Литургии он трапезовал с братией, поучал ее и снова возвращался на место своих подвигов. Скончался преподобный 1 октября 1460 года и был погребен между церковью и столпом. Своей жизнью он преподает урок, что все духовные и телесные подвиги непременно должны быть основаны на твердом фундаменте смирения.
Первые 400 лет Русь твердо стояла в Православии, избегая ересей. Но в XV веке в Новгороде появилась ересь жидовствующих. Историк Русской Церкви П.В. Знаменский дает о ней следующие сведения: «Ее принес сюда из Литвы Схария, ученый еврей, знакомый с астрологией и каббалистикой. Учение ее состояло в отрицании догматов о Троице, о Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании соборов и писаний Отеческих, в отвержении почитания святых мощей и икон, всей вообще обрядности и Таинств и в отрицании монашества как образа жизни, противного природе».
Новгородский святитель Геннадий первым выступил на борьбу с ересью, разоблачил ее и добился наказания виновных. Но еретикам все же удалось утвердиться в столице и заручиться сочувствием великого князя. Верным помощником святителя Геннадия в борьбе с ересью стал преподобный Иосиф Волоцкий, монастырь которого относился к Новгородской епархии. Двадцать лет продолжалась их совместная борьба за Православие, увенчавшаяся в итоге успехом. Ересь была соборно осуждена, еретики казнены, сочувствовавшие им заключены в темницу. Благоверный Царь Иоанн Васильевич IV Грозный искоренил последние еретические плевелы.
Однако в последней трети XVIII – начале XIX веков в русской культурной среде сформировалась оккультная философско-мистическая традиция, связанная с сообществом «мир Новикова-Кутузова», которая была прямым наследием новгородских еретиков. На этой базе возникло целое направление в религиозной жизни столицы – мистицизм или «внутренняя церковь», захватившее верхи русского общества начала XIX века.
По промыслу Божию, как и в XV веке, Великому Новгороду, его подвижникам, пришлось взять на себя решающую роль в борьбе с возродившейся ересью. Первым против нее выступил настоятель Юрьева монастыря архимандрит Иннокентий (Смирнов), причисленный к лику святых в 2000-м году. А довел борьбу до победы ученик святителя Иннокентия архимандрит Фотий (Спасский), настоятель того же Юрьева Новгородского монастыря.
Архимандрит Фотий родился в семье дьячка Новгородского уезда в 1792 году, окончил Духовную семинарию, затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, но из-за болезни завершить обучение не смог. Во время учебы он познакомился с архимандритом Иннокентием, став его духовным сыном. Вскоре последовало пострижение в монашество и рукоположение отца Фотия в священный сан. Он не был схоластическим богословом, не смог получить полного академического образования, но твердо стоял на основах чистоты Православного учения и стал подлинным богословом, подобным древним Святым Отцам.
Иеромонах Фотий смело выступил против «внутренней церкви», не устрашившись сильных мира сего, но боясь только Бога и на Него возлагая всю свою надежду. И Господь не посрамил его упования.
Поборник мистицизма и «внутренней церкви» обер-прокурор Святейшего Синода Голицын, недовольный противодействием отца Фотия, устроил назначение его настоятелем запущенного Деревяницкого новгородского монастыря. Но приведя обитель в образцовый порядок в кратчайшие сроки, отец Фотий сделал образцовым и Сковородский монастырь, которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 году митрополит Серафим (Глаголевский) назначил его настоятелем Юрьева монастыря, в этом чине он и пребывал до своей праведной кончины.
 
Юрьев монастырь находится в трех верстах от города. Начало ему положил великий князь святой Ярослав Мудрый, в Крещении Георгий, построив здесь деревянный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1199 году сыном великого князя Мстислава святым Всеволодом были значительно расширены монастырские постройки. Именно здесь была погребена благочестивая мать святого Александра Невского Феодосия, дочь святого Мстислава Храброго, которую народ еще при жизни называл «святой Княгиней». Здесь же покоились и мощи ее сына святого Феодора. Но в Смутное время митрополит Исидор перенес их в храм святой Софии, спасая от поругания нечестивых шведов.
В 1764 году в ходе государственной кампании по секуляризации церковных имений все монастырские земли Юрьева были конфискованы, обитель пришла почти в полное разорение. Такой и обрел ее архимандрит Фотий при вступлении в должность настоятеля. С помощью средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской ему удалось возродить монастырь. Графиня Орлова говорила своему близкому другу, что отец Фотий распоряжался для других ее состоянием, но себе отказывал во всем; она хотела обезпечить его бедных родных, но и этого он ей не позволил.
Митрополит Серафим приблизил к себе архимандрита Фотия, в 1822 году поместил его в Лавре. В том же году он был принят императором Александром I и произвел на него сильное впечатление своей аскетической личностью и разоблачением опасностей, грозивших Церкви от масоно-иудейского мистицизма. Следствием общения подвижника с Государем стал изданный в том же году Высочайший указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Так «внутренней церкви» и оккультному мистицизму был положен конец.
Святитель Иннокентий и архимандрит Фотий, полагавшие свои труды в XIX веке, стали прямыми наследниками и преемниками дела подвижников XV столетия – святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого. Благодаря их усилиям и поддержке графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской антихристианская революция в России была отсрочена почти на целое столетие.
26 февраля 1838 года архимандрит Фотий после продолжительной болезни скончался на руках своей духовной дочери. Для его погребения Анна Алексеевна устроила в подземной церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, сделанной по подобию древних катакомб, усыпальницу. Рядом с мраморным саркофагом духовного отца она приготовила место и для себя. В советское время их гробницы были вскрыты и осквернены. Верующие перезахоронили их в общей могиле рядом с южной апсидой новгородской церкви Благовещения в Аркажах, находящейся в нескольких километрах от Юрьева монастыря.
От усадьбы графини мы добрались до Благовещенского храма, где и поклонились этим великим угодникам Божиим – архимандриту Фотию (Спасскому) и Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.
Святынь в Новгороде и его окрестностях – великое множество. Собор Новгородских святых насчитывает около ста подвижников благочестия, кроме новомучеников и исповедников XX столетия. И мы благодарны Господу за то, что сподобил нас посетить хотя бы некоторые новгородские достопримечательности. Думается, каждому русскому человеку стоит побывать в Великом Новгороде, чтобы проникнуться духом наших благочестивых предков, припасть в молитве к их честным мощам и образам, испросить заступничества и помощи в деле сопротивления силам зла, стремящимся покорить наши души, веру и Родину.
 
Александр МАЛИНИН


Написать комментарий