"КАКО ВЕРУЕМ": Из послания свт. Никифора Папе Римскому Льву III
Всесвятейшему и блаженнейшему брату и сослужителю господину Льву, папе старого Рима, Никифор, Божиею милостью епископ Константинопольский, радоваться.
<…> Итак, я
исповедую веру во единого Бога Отца Вседержителя, Творца всего, Владыку и
Господа; и в Сына Его единородного Господа нашего Иисуса Христа, истинного
Бога, предвечное Слово, безначально и неизреченно, способом непонятным для
всякой духовной и чувственной твари, от Него рожденного; и в Духа истины
живоначального и всесвятого — Троицу единосущную, преестественную, невидимую,
непостижимую, нераздельную, неизменную, простую, неделимую и несложную,
непрестанную, вечную, бестелесную, чуждую количества и качества, равночестную,
равнославную и равнобожественную, недоступную осязанию и прикосновению,
безвидную, бесконечно благую — свет всегда светлый, пресветлый и сверхсветный —
всегда пребывающую равною и одинаковою, всевидящую и все–совершающую силу, всех
разумных и духовных тварей духовно и неделимо излиянием божественного света
озаряющую сообразно восприемлемости озаряемых, к бытию и благобытию
сохраняющую, познаваемую не в одних именах только, но и в самих делах, единым
Божеством и властью и царством славимую и поклоняемую от всякой видимой и невидимой
твари.
Из созерцаемых в Троице (ипостасей) Отец не имеет ни начала, ни причины Своего
бытия, ибо ни от Кого не происходит и в самом Себе имеет бытие, Сын не
безначален, ибо Он от Отца и началом Сына служит Отец, как Его (Сына) причина.
Если же иметь в виду начало во времени, то Он (Сын) и безначален, ибо Он есть
Творец времен и не подчинен времени. Рождением вечно и нераздельно воссияя от
Отца, Он есть сияние славы и отображение Отчей ипостаси. Дух Святой от Отца
имеет бытие не рождением, а исхождением, будучи вечно созерцаем со Отцом и
Сыном. Он не безначален по исхождению от Отца, ибо и Его начало есть Отец в
смысле причины; но и Он безначален по времени.
Итак, один Бог Отец, из Которого все, и
один Господь Иисус Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором
все. Из трех совершенных — единое всесовершенное и пресовершенное Божество. Они
отличаются друг от друга определенными и личными свойствами, ибо когда Каждого
из Них, хотя и нераздельных по природе вследствие единства Своего существа, мы
отдельно мыслим в нашем уме, то исповедуем Его Богом и веруем, что Он исполнен
всех свойств Божества. И Трем, соединенным Друг с Другом, мы поклоняемся, как
единому Богу, троичному по ипостаси, по единому по существу.
И почитаем мы единоначалие, а не бесчинное и взаимно враждебное многоначалие еллинского безумия и глупости. Единоначалие же не ограничивается только Одним Лицом, как думают несовершенные и грубые иудеи по своей глупости и неразумности, но выражает равночестность природы, согласие мысли, тожество движения и направление Каждого к одному и тому же, что для природы тварной невозможно, как говорит великий богослов Григорий, — чем единство и соприродность созерцаемого в Троице Божества нисколько не разделяется.
Да будет нам чуждо и
да отсечется от нас зломыслие и безумие неистового Ария. Троица нераздельна и
славою и вечностью, не длится и не различествует. Точно также богоначальные
ипостаси и не прелагаются, и не переходят одна в другую, но каждая из них
пребывает неизменною и неслиянною и вечною, и потому да будет также отвергнуто
и отброшено и ложное слияние (божественных ипостасей) суемудрого Савеллия.
Почитаю и поклоняюсь прежде всех веков
предопределенному таинству воплощения, в последние времена явленному на
спасение всего рода нашего и совершенному через великое нисхождение и
неизренное домостроительство единого лица животворящей Троицы Христа истинного
Бога нашего, дабы откуда явилось нам бытие по неизреченной благости Его, оттуда
же даровано было нам и благобытие. Исповедую и верую, что единое из лиц
живоначальной и блаженной Троицы Божий Сын и Слово, всегда сопоклоняемый и
сославимый с Отцом и Святым Духом, как единосущный и сопрестольный, движимый
бесконечным человеколюбием и милосердием к Своему созданию, благоволением и
милостью Отца и благодатно и содействием Святого Духа, снизошедший с небес,
обращался с людьми, дабы нас, осужденных некогда за грех, лишившихся райского
блаженства и подвергшихся тлению, спасти благодатно и соделать общниками
божественной природы. Вселившись в утробу Девы — в истинном и собственном
смысле богородицы, перед очищенной Духом (Святым) по душе и плоти, и восприяв в
Себя от нее всю природу нашу, как сотворивший вначале человека, Он явился Богом
воплотившимся, пребыв тем, чем был, — Богом.
Сверхестественно и неизреченно родившую и после рождения Он сохранил девою,
причем ее природное девство нисколько не изменилось, в истинное показание того,
что и после события Его рождения она пребыла чуждою изменения. Соприродный
Отцу, став единосущным нам во всем, кроме греха, Он восприемлет семя Авраама,
подобно нам приобщившись плоти и крови (Евр.2:14,16). Плоть Он воспринял
одушевленную разумною душою, отнюдь не предсуществовавшую до момента
соединения, но вместе с разумною душою, веруем, воспринята Христом и одушевленная
ею плоть, и не по благодати Он обитал в нас, но соединившись весь со всей
природой человека: соединение сие совершил Он неслиянно и нераздельно, и
сверхестественно, так что соединенные естества божеское и человеческое
сохраняют свои природные свойства и отнюдь не перелагаются одно в другое, хотя
вследствие такого сверхестественного соединения естеств мы и употребляем в речи
эти имена одно вместо другого, ибо в мысли только, а не на деле, полагаем,
различаются они.
Веруем, что при этом сохраняется полное единство ипостаси, пребывая
нераздельным и неразличным, — и да отвергнуто будет чудовищное слияние и
смешение естеств (во Христе) обманщиков Евтихия и Диоскора. Посему исповедуем
Одного и Того же сотворенным и несотворенным, вечным и временным, небесным и
земным, описуемым и не описуемым, страстным и бесстрастным, не имеющим ни отца,
ни матери — по неизреченному, безначальному и предвечному рождению от Отца, а
по таинственному и непостижимому единению с нами два Его рождения признаем
непостижимыми и превышающими всякое разумение; ибо Он, будучи в образе Отца
(Флп.2,6) Единородным Сыном, сущим в лоне Отца (Ин.1,18), то есть в сущности
Отца, предвечно из Него воссияв, в конце веков уничижил Себя и образ раба
принял (Флп.2,7), то есть наше естество.
Итак, ипостасное единство во Христе соединяет одно естество с другим, из
которых состоит Спаситель, то есть видимое и невидимое, страстное и
бесстрастное, но отнюдь не то одно, то другое отдельно. Одного и того же
исповедуем истинно совершенным Богом и совершенным человеком, придавая Ему
различие природ и познавая Его одним и тем же и после воплощения, не разделяя
на двоицу сыновей, по причине различия соединившихся в единство ипостаси
природ, почему да будет удален из божественной ограды Несторий, — но признавая,
что Он совершает все своим богомужным действованием. Как Бог, Он совершает
божественное — знамения и чудеса, а как человек, Он же Сам воспринял добровольно
страдания и поношения. Поэтому вместе с двумя природами последовательно и
необходимо славлю и два Его природных действования, как проявляющие и
представляющие оба эти Его естества, или природы, согласно благочестивым и
боголепным преданиям наших богомудрых отцов. Равным образом чту и две воли или
два природных хотения одного и того же Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
Волю же признаю в Нем соответственно той и другой природе Его, из которых и в
которых Он существует и познается, и в добровольном пришествии на спасительное
страдание (признаю Его) как действующим, так и повелевающим.
Верую, что Он распят не в том естестве,
которым блистает со Отцом, хотя и говорится, что распят Господь славы, в смысле
взаимообмена свойств (того и другого естества), но по нашей земной природе, по
которой Он воспринял наш земной состав и сделался ради нас клятвою, чтобы явить
нас общниками Его благословения: и смерть (от?) злодеев благоволил Он
претерпеть по плоти, чтобы жало смерти — грех (1Кор.15,56) осудить в плоти
Своей (Рим.8,3) и чтобы ниспровергнуть имеющего силу смерти, то есть диавола
(Евр.2,14). Верую, что преданное погребению тело Свое Он сохранил нетленным,
нимало не удаленным от таинственного и неизреченного единения, хотя в
трехдневный промежуток оно отделено было от Его разумной души, с которою Он и
нисходил в ад и сущим в темнице духам, как сказал верховный и божественный
Петр, сошед проповедал воскресение (1Пет.3,19), даровал освобождение и
искупление, соделался начатком для нас нетления, как перворожденный ожил из
мертвых, ибо воскрес, как Бог, поправ смерть, открыв путь для всякой твари к
воскресению, и совосставил (совоскресил) нас, павших падением греха.
Верую, что после воскресения Он предстал женам и провозвестил им радость,
уничтожив печаль, пришедшую к нам от жены; явился и Своим божественным
ученикам, удостоверяя тайну Своего воскресения; показал, что Он пребыл таким
же, каким был и до воскресения, через принятие пищи и прикосновение мудрого
Фомы к божественным ребрам Его; вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца с
плотью, с которой опять придет в боголепной славе и власти над всеми тварями, и
воссядет как судья, воздавая каждому по его жизни, ибо всем нам надлежит
явиться перед судилищем Христовым (2Кор.5,10).
Потом верую и в воскресение плоти, когда будет преобразование мира, чтобы
смертное наше облеклось в бессмертие и тленное оделось в нетление (1Кор.15,54).
Исповедую и одно крещение во оставление грехов, совершаемое по евангельскому и
божественному преданию во (имя) Отца и Сына и Святого Духа. Со всяким
благоговением и верою соблюдаю и чту эти честные догматы православной и
священной религии нашей и таинства согласно возвышенному и чистейшему
богословию, преданному нам божественными наставниками, и спасительное о нас
домостроительство Бога Слова, и все другие подобные и с ними (догматами)
согласные учения.
Принимаю и испрашиваю ходатайства и молитв перед Богом — прежде всего и
особенно пречистой и всенепорочной Приснодевы Владычицы нашей Богоматери, потом
божественных и небесных сил, святых и всеславных апостолов, блаженных пророков,
славных и победоносных мучеников, богоносных отцов и всех святых, от века
благоугодивших Господу, которые всегда живут в Нем, ибо праведных души в руце
Господа (Прем.3,1), приобретая отсюда наибольшее спасение души и тела..
Поклоняюсь и лобызаю честные их мощи, как подающие исцеление душевных и
телесных немощей. Воспеваю честное и божественное их житие и славные их подвиги
и борьбу, чту их гробницы и венчаю их высшими почестями, потому что за славу Спасителя
всех нас Бога они проливали кровь свою и из любви к Нему презрели временную
жизнь, став подражателями животворящих и спасительных страданий Его, — лобызаю,
вместе с честною иконою Спасителя всех Христа и пречистой Богоматери, и честные
и святые изображения их, и воздаю им поклонение по достоинству.
Кроме того с любовью принимаю и чту
святые и вселенские семь соборов и все божественные, преестественные и
спасительные догматы, на них определенные и возглашенные святыми и богоносными
отцами нашими, которых некогда Дух Святой поставил пасти и управлять церковью
своею.
<…>
Вот эти перечисленные святые
вселенские соборы принимаю и догматы и труды всех славных и блаженных отцов
признаю, как учение чистое и основание спасения, — принимаю тех, которых признает
кафолическая Церковь, и отвращаюсь от тех, от коих она отвращается. Отвергаю и
совершенно отметаю тех, кои от Симона Волхва и кои даже доныне остаются всецело
отпавшими от благочестия; анафематствую отвергших предание святых,
присоединившихся к развращенным и погибельным учениям и дерзнувших всеять
ядовитое семя плевел на пашне православной веры и всех последователей их, как
поругание для Церкви Христовой, гнушаюсь и подвергаю анафеме.
Так провозглашаем мы свой образ мыслей перед вами, блаженнейшим и богонаученным, для чего пользуемся этим нашим писанием, как бы живым глашатаем, следуя искони господствующим постановлениям церковным, составляющим залог любви во Христе и единодушия и единомыслия друг с другом.