О Православии

О Православии

Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть Православие?
Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истиннаго служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Иоан. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.
Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет» [1].
Драгоценное сокровище — учение Святаго Духа! оно преподано в Священном Писании и в священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище — учение Святаго Духа! в нем — залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждаго из нас наша блаженная участь в вечности: столько же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства — учение Святаго Духа.
Чтоб сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которыя порождены и изданы сатаною, которыя — выражение вражды к Богу, которыя наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них, и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.
Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковию предается анафеме какое-либо учение: это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православною Церковию: то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал, и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною.
Значение анафемы есть значение духовнаго церковнаго врачества против недуга в духе человеческом, причиняющаго вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческия, вводящия свое умствование, почерпаемое из лжеименнаго разума, из плотскаго мудрования, этого общаго достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересию, а последование этому учению — зловерием [2].
Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси (Гал. 5, 20). Оне принадлежат к делам плотским по источнику своему, плотскому мудрованию, которое — смерть, которое — вражда на Бога, которое закону Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 6-7). Оне принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному греху его — богохульству, оне подвергают его порабощению страстей, как оставленнаго Богом, как преданнаго собственному своему падшему естеству. Омрачися неразумное сердце их, говорит Апостол о мудрецах, уклонившихся от истиннаго Богопознания: глаголющеся быти мудри, обюродеша, премениша истину Божию во лжу: сего ради предаде их Бог в страсти безчестия (Рим. 1, 21, 22. 25. 26). Страстями безчестия называются разнообразныя блудныя страсти. Поведение ересиархов было развратное: Аполлинарий имел прелюбодейную связь [3], Евтихий был особенно порабощен страсти сребролюбия [4], Арий был развратен до невероятности. Когда его песнопение, Талию, начали читать на первом Никейском Соборе, Отцы Собора заткнули уши, отказались слышать срамословие, не могущее никогда придти на ум человеку благочестивому. Талия была сожжена. К счастию христианства, все экземпляры ея истреблены: осталось нам историческое сведение, что это сочинение дышало неистовым развратом [5]. Подобны Талии многия сочинения новейших ересиархов: в них страшное богохульство соединено и перемешано с выражениями страшнаго, нечеловеческаго разврата и кощунства. Блаженны те, которые никогда не слыхали и не читали этих извержений ада. При чтении их соединение духа ересиархов с духом сатаны делается очевидным.
Ереси, будучи делом плотским, плодом плотскаго мудрования, изобретены падшими духами. «Бегайте безбожных ересей, говорит святый Игнатий Богоносец, суть бо диавольскаго изобретения начало-злобнаго онаго змия» [6]. Этому не должно удивляться: падшие духи низошли с высоты духовнаго достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотскаго мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотскаго мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их — изступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. От того падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их — гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии [7]. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили безплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками [8]. Спаде с небесе, говорит Пророк о падшем херувиме, денница восходящая заутра, сокрушися на земли. Ты рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд поставлю престол мой, буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли, повержен будеши на горах, яко мертвец (Ис. 14, 12. 13. 14. 15. 19). Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человевов с целию и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических Отеческих писаниях оправданиями [9]. Делают они это с тою целию, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею. Страшное орудие в руках духов — ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищеннаго, истиннаго, возстановленнаго христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересию преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытаго личиною: что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенною в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целыя общества человеческия и целые народы легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее нежели из неверия и идолопоклонства. Ереси, подходящия ближе к безбожию, удобнее познаются и оставляются, нежели ереси, менее удалившияся от Православной веры, и потому более прикрытыя. Римский император, равноапостольный, великий Константин писал письмо святому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещавая его прекратить прения, нарушающия мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство [10]. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступною для постижения его кознию ереси.
Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца преданием ея анафеме. Святый Иоанн Лествичник сказал: «Святая соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренно предадут анафеме свою ересь [11], и немедленно удостоивает их святых таин, а впавших в блуд, хотя-б они исповедали и оставили свой грех, повелевает по апостольским правилам, на многие годы отлучать от святых Таин» [12]. Впечатление, произведенное плотским грехом; остается в человеке и по исповеди греха, и по оставлении его; впечатление, произведенное ересию, немедленно уничтожается по отвержении ея. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачества яд богохульства остается в духе человеческом, и непрестанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, взимающиеся на разум Христов(2 Кор. 10, 5), соделывающие неудобным спасение для одержимаго ими, одержимаго непокорством и противлением Христу, пребывшаго в общении с сатаною. Врачество анафемою всегда признавалось необходимым святою Церковию от страшнаго недуга ереси. Когда блаженный Феодорит, епископ Кирский, предстал на четвертом вселенском Соборе пред Отцами Собора, желая оправдаться во взведенных на него обвинениях: то Отцы потребовали от него, прежде всего, чтоб он предал анафеме ересиарха Нестория. Феодорит, отвергавший Нестория, но не так решительно, как отвергала его Церковь, хотел обясниться. Отцы снова потребовали от него, чтоб он решительно, без оговорок, предал анафеме Нестория и его учение. Феодорит опять выразил желание обясниться, но Отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учениям того времени. Тогда Отцы прославили Бога, провозгласили Феодорита пастырем Православным, а Феодорит уже не требовал обяснения, извергши из души своей причины, возбуждавшия нужду в обяснении [13]. Таково отношение духа человеческаго к страшному недугу ереси.
Услышав сегодня грозное провозглашение врачества духовнаго, примем его при истинном понимании его, и, приложив к душам нашим, отвергнем искренно и решительно те гибельныя учения, которыя Церковь будет поражать анафемою во спасение наше. Если мы и всегда отвергали их, то утвердимся голосом Церкви в отвержении их. Духовная свобода, легость, сила, которыя мы непременно ощутим в себе, засвидетельствуют пред нами правильность церковнаго действия и истину возвещаемаго ею учения.
Провозглашает Церковь: «Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его ублажаем и восхваляем: противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем».
«Отрицающим бытие Божие, и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без промысла Божия, по случаю: анафема».
«Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим, и произносящим подобныя сему хуления:анафема».
«Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, — неисповедующим, что Отец, Сын и Святый Дух — един Бог:анафема».
«Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его вольныя страдание, смерть и воскресение:анафема».
«Неприемлющим благодати искупления, проповедуемаго Евангелием, как единственнаго средства к оправданию нашему пред Богом: анафема».
«Дерзающим говорить, что пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема».
«Неверующим, что Святый Дух умудрил Пророков и Апостолов, чрез них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема».
«Отвергающим безсмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема».
«Отвергающим таинства святой Христовой Церкви: анафема».
«Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласующия Божественному откровению, благочестно хранимыя Православно-кафолическою Церковию: анафема» [14].
Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете в словеси Моем, вещает она, если вы примите Мое учение, и пребудете верными ему, воистину ученицы Мои будете, и уразумеете Истину, и Истина свободит вы (Иоан. 8, 31-32). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностию отвергнет, постоянно будет отвергать все учения, придуманныя и придумываемыя отверженными духами и человеками, враждебныя учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви. Аминь. 

Примечания: 
[1] Символ святаго Афанасия Великаго, патриарха Александрийскаго. Псалтирь с возследованием. 
[2] Лествица. Слово 1-е. 
[3] Житие преподобнаго Ефрема Сирина. 
[4] Церковная история Флери. Том 2, кн. 27, гл. 28. 
[5] Тоже. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11. 
[6] Послание 1-е к Траллианам. 
[7] Святый Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям. 
[8] Святый Василий Великий называет падшаго духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения, канонник. 
[9] Преподобный авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум. 
[10] Церковная история Флери. Том 1, кн. 10, гл. 42. 
[11] Слово 15-е, гл. 49. 
[12] Лаодикийскаго Собора правило 6-е. 
[13] Флери, История христианства. Том 2, кн. 20, гл. 24. 
[14] Последование в неделю Православия. 

Источник: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том четвертый: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. — Издание второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 78-86. 

Написать комментарий