"Жена не властна над своим телом, но муж"
Пост супружеский
Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7, 4–5).
Св. Иоанн Златоуст:
«Послушай, что говорит
блаженный Павел: "во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей
своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен
над своим телом, но жена" (1Кор.7:2,4). …Побойся Христа и скажи, что тела
наши – члены Христовы. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему
призывает их Христос, конечно с соблюдением святости, и пусть говорят:
"жена не властна над своим телом, но муж". Вникни, какая мудрость
заключается в этих словах Павла. В виду того, что многие воздерживаются и имеют
чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что
воздержание делается поводом к прелюбодеянию, в виду этого он говорит: каждый
пусть пользуется своей женой. И он не стыдится, но входит и садится на ложе
днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко
взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"
(1Кор.7:5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не
пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех
имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с
блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницей запрещено. Если
с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницей, тогда ты
погубила собственное тело. Итак, садится (апостол) почти на брачное ложе и
взывает: "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию". Для того
ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать
целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было
два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения,
чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется
страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено апостолом, значит, он должен
терпеть бурю и волнение. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по
согласию". И, конечно, где мир, там все блага; где мир, там и целомудрие
сияет; где согласие, там и воздержание увенчивается; а где война, там и
целомудрие подрывается. Но "не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию"»
(Св. Иоанн Златоуст. Собеседование на надписание псалма 50).
Канонические ответы святейшего Тимофея Александрийского:
Вопрос 13.
Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ.
Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.
Вопрос 5.
Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Ответ.
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).