О богоугодности добрых намерений и обещаний, неисполненных по независящим обстоятельствам

О богоугодности добрых намерений и обещаний, неисполненных по независящим обстоятельствам

Поучение в неделю жен мироносиц епископа Виссариона Нечаева 

Господь и дела приемлет,

и намерение целует,

и деяния почитает и предложение хвалит

(Из поучения св. Иоанна Златоустаго

на утрени в первый день Пасхи).

 

 

В сегодняшнее Воскресенье святая Церковь прославляет жен мироносиц, которыя так называются потому, что для помазания погребеннаго Христа приготовили миро, драгоценную душистую жидкость, и принесли ее ко гробу Христову. Им однако не пришлось употребить это мѵро согласно их намерению и желанию: оне не обрели Христа во гробе: Он воскрес и стал являться ученикам в разных местах. Тем не менее святое предприятие, которое жены мѵропосицы намерены были совершить, но не совершили, есть дело богоугодное и не перестает быть богоугодным от того, что не было совершено, по независящим от них причинам. Господь взирает не только на дела, но и на добрыя намерения.
Вспомним Авраама, принявшаго твердое решение по повелению Господа принести Ему в жертву единственнаго своего сына Исаака. Все было приготовлено для исполнения сего повеления. Сам Исаак принес на место жертвы дрова, дал себя отцу связать и возлег на дрова. Оставалось заколоть его, и Авраам уже занес жертвенный нож, чтобы умертвить Исаака и таким образом буквально исполнить повеление Божие; но Господь в это мгновение удержал его руку. Ему нужна была не кровь Исаака, Ему угодно было дать Аврааму случай засвидетельствовать безпрекословное послушание воле Господа. Оно в поразительном виде открылось, ибо он не пожалел единственнаго своего сына, чтобы угодить Господу. Господь доволен был одною готовностию Авраама собственноручно заклать сына, и он уже мыслию своею заколол его; в очах Божиих одна эта мысль, одно намерение имело значение дела. Господь, приемлющий благоволительно не одни дела, но и намерения целующий, в награду Аврааму за послушание излил на него полноту Своих благословений: Он изрек с клятвою обетование умножить потомство Авраама, как песок на берегу моря, даровать ему господство над супостатами и одного из потомков его, то есть Христа, сделать источником благословения для всех народов.
Есть нечто сходное в показанном отношении между Авраамом и святыми женами мироносицами, вознамерившимися почтить погребеннаго Христа пролиянием на тело Его драгоценнаго мира. Пусть им не пришлось исполнить свое намерение, — дело не в этом, а в том, что оне показали любовь к Господу Иисусу, столь сильную и безкорыстную, что ее не могла поколебать смерть Господа Иисуса. Оне не ожидали этой смерти, уверены были, что Он не попустит восторжествовать над Ним своим врагам. Ожидание их однако не исполнилось, и это нисколько не охладило их усердия и любви к Нему: оне продолжали любить Его мертваго, как любили живого. Любовь их была в высшей степени безкорыстная и потому хотя им не удалось привести в исполнение свое намерение помазать Его миром, оно было Ему так же угодно, как и самое дело.
Укажем на другие случаи богоугодности намерений независимо от дела. Случается, что иной дал обещание сделать благотворение, пожертвовать значительный капитал на какое-нибудь богоугодное дело, частное или общественное. Но обстоятельства сложились так, что ему не удалось исполнить свое обещание; он сам лишился всего своего имущества, сам стал нуждаться в помощи других. Но так как это произошло по независящим от него причинам, то в очах Господа не теряет цены и одно намерение сделать доброе дело, если неисполнение его зависело не от его вины, а только от непредвиденных несчастных обстоятельств.
Возьмем другой случай. Иной возымел твердое намерение строго исполнять требования Церковнаго устава о говении и об очищении своей совести на исповеди во все четыре поста. И можно было думать, что, судя по его непритворному благочестию, он непременно исполнит свое намерение. Часто, однако, случается, что подобное намерение не исполняется по причине внезапной смерти благочестиваго человека. О таких людях обыкновенно говорят, что они померли без покаяния, и набрасывают тень на их нравственность, прибавляя при этом, что, видно, они заслужили гнев Божий. Но таковыя суждения неосновательны, ибо и святые люди иногда подвергаются той же участи. Напрасно про них говорят, что если они не успели перед смертию исповедаться и причаститься, это значит, что они померли без покаяния. Людям святой жизни всегда свойственно покаянное настроение души, всегда они питают в себе чувство страха Божия, страха оскорбить Господа всеведущаго, святаго и праведнаго, и этим страхом удерживать себя не только от греховных дел, но и от греховных мыслей и чувств. Посему внезапная смерть отнюдь не лишает их благоволения Божия. Их неисполненное намерение принять благодать святых таинств Господь не вменяет им в вину, ибо Он и намерение целует и предложение хвалит.
Иначе Он относится к тем, которые, хотя дают обещание поговеть и очистить свою совесть исповедию и причастием святых таин, но отлагают исполнение своего обещания под разными предлогами, ссылаясь на то, что у них нет времени заняться своей душей по причине множества житейских дел, или на свое нездоровье, которое будто бы препятствует им строго исполнить долг говения и приготовления к таинствам. Ясно, что благочестивыя, по-видимому, намерения таких людей лишены искренности и твердости и потому не исполнившие их принимают на душу тяжкий грех, ибо занятие житейскими делами почитают более важным делом, чем дело спасения души. И на свое нездоровье напрасно взирают они, как на препятствие к исполнению христианскаго долга, вместо того, чтобы видеть в нем побуждение к тому, чтобы приготовиться на всякий случай к смертному исходу; горе им, ибо при таком расположении духа они находятся в опасности умереть без покаяния.
Итак, братие, будем помнить, что милосердый Господь благоволительно взирает на тех, которые не успевают привести в исполнение свои благочестивыя намерения не по своей вине, а единственно по независящим от них обстоятельствам: в Его очах таковыя намерения имеют одинаковую цену с самим делом, — и потому и сами не будем смущаться мыслию о неугодности их намерений Богу, и других не будем осуждать в случае, если ни мы, ни они не успели исполнить свои благия обещания и намерения по независящим обстоятельствам; но вместе пожалеем тех, которые щедры на обещания, но не заботятся об их исполнении, заявляют о своих добрых намерениях, но прогневляют Господа неискренностию и лицемерием. Да спасет всех нас Господь от греха подражания таковым. 
Источник: Костромския поучения за 1898 год епископа Виссариона. — М.: Университетская типография, 1900. С. 109-112. 

 

Написать комментарий